В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 24 января.
Источник: foma.ru
Воскресенье, 24 января 2021 года, неделя по Богоявлении
Воскресенье 24 января называется неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня.
Также вспоминаем одного из основателей монашества — Феодосия Великого, отшельника Феодосия Антиохийского и преподобного Михаила Новгородского. Несколько новомучеников ХХ века пострадали в этот день и все они были священниками: Николай Мациевский, Феодор Антипин, Владимир Фокин и Владимир Хираско.
24 января Церковь обращается в молитве к Пресвятой Богородице перед Ее иконой Елецкой.
Подробнее об отношении христиан к крещенской воде читайте в наших материалах:
• Четыре мифа о крещенской воде
• Мамины бутылки, — история крещенского чуда
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Елецкой:
Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.
День памяти святых
Преподобный ФЕОДОСИЙ Антиохийский (около 412)
Краткое житие отшельника и основателя монастыря, которого почитали даже язычники, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Феодосий Великий (529)
Краткое житие одного из основателей монашества слушайте на радио «Вера».
Преподобный Михаил Клопский, Новгородский (XIV)
Краткое житие родственника Дмитрия Донского, ставшего чудотворцем и прозорливцем, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Владимир Фокин (11 июля 1875 — 24 января 1919)
Красные из отряда Щетинкина расстреляли его в полутора километрах от деревни Лодочная. На теле, кроме огнестрельных ран, оказалось три штыковых. В его погребении участвовало почти все население города.
Священномученик Владимир Фокин в 1895 году служил псаломщиком в Белоярской Ильинской церкви, в 1908-м – диаконом в селе Солгонское, в 1915 году – священником в селе Ново-Еловское Ачинского уезда Красноярского края. Он был ревностным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, пользовался большим уважением.
После убийства тело священника было вывезено тайно ночью из села Ново-Еловское и перевезено в город Ачинск, который в это время был занят войсками Белой армии, где и было совершено отпевание замученного пастыря. Отец Владимир был погребен у Казанского храма в Ачинске.
Священномученик Николай Мациевский (12 января 1872 — 24 января 1919)
Сын дворянина Артура Мациевского окончил первый курс Казанской Духовной семинарии, преподавал в начальной школе и служил псаломщиком Сергиевской церкви села Сунгурова Казанской губернии. Через 6 лет был рукоположен во диакона, а в 1902 был рукоположен во священника к Голубятской церкви Пермского уезда и назначен заведующим церковноприходской школы. В 1907 году отец Николай был переведен служить в Осипово-Ключевскую церковь Осинского уезда, а в 1911 году — в Петропавловскую церковь села Опачевского, в 1916 году — в Христорождественский храм в селе Юм Чердынского уезда.
Расстрелян 24 января 1919 года пришедшими к власти безбожниками-большевиками вместе с настоятелем храма священником Феодором Антипиным.
Священномученик Феодор Антипин (18 сентября 1868 — 24 января 1919)
Сын крестьянина родился в деревне Верхний Шакшер Пентежской волости Чердынского уезда и по окончании Благовещенской учительской семинарии стал преподавать в школах Оханского уезда Пермской губернии. 10 марта 1896 года Федор Васильевич был рукоположен во диакона к церкви села Сылвино-Троицкое, а 9 мая 1903 года — во священника к той же церкви, с 11 марта 1908 года назначен ее настоятелем. С 1906 года отец Феодор нес послушание законоучителя в Стефановской церковноприходской школе в деревне Жебреевой и в соседних с ней деревнях. В 1909 году отец Феодор был назначен настоятелем Христорождественского храма в селе Юм Чердынского уезда, где через 10 лет был расстрелян вместе с со священником Николаем Мациевским.
Священноисповедник Владимир Хираско (11 января 1874 — 24 января 1932)
«Высокоуважаемый отец наш духовный Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова!.. нашлись и такие люди, которые посчитали Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется, это уже давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал в Вифлееме Ирод, избивший четырнадцать тысяч младенцев для того, чтобы уничтожить правду, а правда осталась жить, и будет жить. Так и теперь поступают состоящие во власти квалифицированные безбожники… Они считают Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя и всех тех разбойников, которые убивали Христа… Дорогой, милый наш пастырь! В сегодняшний торжественный день
Рождества Христова мы не в состоянии Вас видеть… как нам больно, как обидно, как невольно слезы льются из наших глаз за Ваше незаслуженное страдание…»
Сын священнослужителя Григория Хираско по окончании Духовной семинарии работал учителем, в 1899 году был рукоположен во священника ко храму Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии. Здесь он прослужил восемь лет, а затем был переведен в Георгиевскую церковь в село Юревичи того же уезда. В 1911 году отец Владимир был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Храм был построен при училище слепых. В Минске отец Владимир преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях.
В 1919 году отец Владимир был арестован, но вскоре освобожден. Вторично протоиерей Владимир был арестован 29 декабря 1925 года по обвинению в связи с Польским Генеральным консульством. Прихожане, стараясь поддержать священника, писали ему в тюрьму: «Дорогой отец Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова! Дай Бог Вам всего лучшего. Где Бог – там любовь, а где любовь – там счастье и радость вовеки. Милый наш батюшка, Вас мучают за веру христианскую. Мы не можем ни спать, ни есть по случаю Вашего мучения…»
Следователи, найдя эти письма, потребовали от священника, чтобы он назвал имена писавших, но отец Владимир категорически отказался. В марте 1926 года он был приговорен к трем годам ссылки, которую был отправлен отбывать в город Орел.
12 марта 1929 года он вернулся в Минск и стал служить в той же церкви. Вскоре в газете «Рабочий» появилась статья, в которой отец Владимир обвинялся в контрреволюционной деятельности.26 марта 1929 года священник был арестован.
«В город Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта… в первый раз богослужение совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы вера в Бога помогла мне перенести и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении… эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название “Прощеного воскресенья”… В среду на первой неделе Великого поста перед причащением я говорил причастникам на тему: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”, призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе… В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество православия заключается в доброй христианской жизни… во второй речи, сказанной на пассии, то есть службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты “Рабочий” фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется…»
Протоиерей Владимир Хираско был приговорен к трем годам заключения. Освободился в 1932 году тяжело больным и через несколько месяцев скончался.
Икона Божией Матери: Елецкая (1060)
Летописи зафиксировали год явления иконы, совпадающий с Елецкой-Черниговской. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской.
Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы — ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву в 1395 году в городе Ельце: отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» — и повернул с ордой назад. В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование — 8 сентября (26 августа по старому стилю). День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю).
Особенности православного богослужения
Воскресному дню в храме, участию в главном Таинстве нашей Церкви, предшествует всенощное бдение или всенощная. Это богослужение соединяет великую вечерню (великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл этого богослужения и как его библейские тексты повлияли на мировую культуру? Какие песнопения исполняет хор и в чем их смысл? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) на тему «Всенощное бдение»:
• О Всенощном бдении — часть 1
• О псалмах
• Благословение
• О шестопсалмии и чтении Евангелия
• Елеопомазание и канон
• О великом славословии
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12 — 17
2 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 «земля Завулонова и земля Неффалимова,
на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме,
увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
воссиял свет». 17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 27 — 30
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 4, стих 7 — 13
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано:»восшед на высоту,
пленил плен и дал дары человекам». 9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Комментирует священник Павел (Великанов)
Второе Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 4, стих 6 — 15
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 3 Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бóльшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Комметриует священник Дмитрий (Барицкий)
Святитель Лука так завершил свою проповедь в этот день в 1957 году: «Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3, 17).
Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы – Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.
А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути.»
Редакция «Фомы» желает вам доброй недели по Богоявлении!