В 12-ю неделю по Пятидесятнице Православная Церковь празднует память мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311); преподобного Исаакия I Оптинского (1894), священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского (1942). Также в этот день вспоминаются: Собор Московских святых, священномученик Афанасий епископ Тарса Киликийского (270-275), преподобная Анфуса (ок. 298) и слуги ее, мученики Харисим и Неофит (270-275), Евлалия дева (ок. 303). Источник: foma.ru
Новомученики и исповедники Российские: священномученики Макарий, еп. Вяземский, Иоанн и Алексий пресвитеры (1918); Феодор епископ Пензенский и с ним Василий и Гавриил пресвитеры (1937); Иоанн епископ Великолукский, Алексий архиепископ Омский, Александр, Михаил и Феодор пресвитеры; преподобномученики Иларион, Иоанн и Иерофей (1937).
Празднуем память Грузинской иконы Божией Матери (1650) и иконы Божией Матери именуемой «Прибавление ума».
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 4 сентября.
Воскресенье, 4 сентября 2022 года, Собор Московских Святых
Собор Московских святых — праздник в честь святых московской земли, переходящий (т.е. без точной даты) и отмечается в воскресенье перед 8 сентября. С праздником связан День города Москвы, и за редким исключением они празднуются в один день.
Подробнее о святых Московской земли читайте в наших материалах:
• 8 таких разных московских святых
• Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова
• Собор московских святых. Знает ли Москва своих святых?
• Святой Алексий Мечёв: Я не хочу сидеть на точке замерзания
• Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Тропарь Собору Московских святых, глас 4
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.
Перевод: Сегодня пророчество святителя Петра на глазах наших сбывается, ибо сердце России — город Москва принимает великую славу свыше, украшаемый, как драгоценными камнями, большим собранием Божиих угодников, к ним же мы с любовью взываем: «О чудесные святители, исповедники и новые мученики, благоверные князья, преподобные отцы и премудрые юродивые, и все святые — известные и неизвестные, как столпы благочестия, молите Христа Бога о спасении в мире страны нашей».
День памяти святых
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие (284–305)
Мученик Агафоник происходил из знатного рода, жил в Никомидии. Он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената. Комит Евтолмий распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.
Преподобный Исаакий I Оптинский
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Священномученик Афанасий епископ Тарса Киликийского (270-275), преподобная Анфуса (ок. 298) и слуги ее, мученики Харисим и Неофит (270-275)
Преподобная Анфуса, уроженка города Селевкии (Сирия), была дочерью знатных язычников. Узнав учение Христа, она, под предлогом посещения своей кормилицы, направилась к Тарсийскому святителю Афанасию и от него приняла Крещение. Родители разгневались на дочь за то, что она стала христианкой, и тогда святая, приняв от святителя Афанасия иноческий постриг, удалилась в пустыню, где провела в подвигах 23 года и мирно скончалась в конце III века. Мученики Харитон и Неофит, крестившиеся одновременно с преподобной Анфусой, были ее слугами и приняли смерть за Христа.
Мученица Евлалия, дева Барселонская (III)
Мученица Евлалия жила в Испании, близ города Варкиона (ныне — Барселона) и была воспитана родителями в христианской вере и благочестии. Уже в 14-летнем возрасте девушка проводила уединенную жизнь в родительском доме, занимаясь молитвой, чтением Священного Писания и рукоделием. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклитианом (284-305) и Максимианом (284-305) в город Варкион прибыл правитель Дакиан для уничтожения христиан. Услышав об этом, девушка ночью тайно ушла из дома и к утру была в городе. С трудом пробравшись сквозь толпу народа, девушка смело обличила судью за то, что он принуждает людей отрекаться от Истинного Бога. Дакиан велел беспощадно бить святую палками, но она твердо переносила истязания и сказала судье, что Господь избавил ее от ощущения боли. Мученицу повесили на дереве и стали палить ее раны свечами. Во время мучений Дакиан спросил святую: «Где же твой Бог, Которого ты призываешь?» Она ответила, что Господь рядом с нею, но Дакиан, по своей нечистоте, не может Его видеть. Во время молитвы святой: «Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53, 6), — пламя свечей обратилось на мучителей, которые упали на землю. Мученица Евлалия стала молиться, чтобы Господь взял ее к Себе, и с этой молитвой скончалась. Тело святой ночью было погребено христианами.
Новомученики и исповедники Земли Русской
Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и Севский (1858-1918)
Родился в 1858 году. Имел высшее богословское образование, служил священником. Он сталь известен как духовный и национальный деятель в бытность Киевским епархиальным миссионером. Поэтому после того, как он овдовел, ему предложили хиротонию в епископа Вяземского, которая и состоялась в январе 1917 года. Прибыв в Вязьму, Владыка поселился в древнем Свято-Духовском монастыре. Однако, уже с мая того же года Святитель по требованию революционных элементов, был отправлен на покой, как «несоответствующий духу времени».
Летом 1918 года в монастырь явился большевицкий отряд и арестовал Святителя. Когда к нему в камеру на следующий день пришёл его келейник, то он видел на лице и теле Владыки следы побоев и издевательств, сам он был острижен, без бороды, в солдатском одеянии.
4 (17 н. ст.) сентября 1918 года Святителя в составе группы из 14-ти человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого Святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу», — так говорил этот несчастный, совершивший убийство Святителя.
Священномученики Иоанн Наумов и Алексей Бояршинов, пресвитеры (1918)
Священномученик Алексий Наумов был священником заводской церкви села Очера в Оханском уезде Пермской губернии. 4 сентября 1918 года, после жестоких пыток и издевательств, он был расстрелян красноармейцами в селе Сепычи (Оханский уезд Пермской губернии).
Священномученик Иоанн Бояршинов был священником церкви того же села Сепычи. 4 сентября 1918 года он был расстрелян. Поводом для убийства послужил колокольный звон, которым батюшка созывал прихожан на церковную службу.
Священномученика Феодора (Смирнова), епископа Пензенского и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского, пресвитеров (1937)
Священномученик Феодор, в миру Владимир Алексеевич Смирнов, родился 17 января 1891 года в селе Козловка (ныне в Лопатинском районе Пензенской области) в семье псаломщика. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию, затем (в 1916 году) — Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Преподавал историю и другие предметы в средних учебных заведениях города Вольска Саратовской губернии, в 1918–1919 гг. работал в различных учреждениях в г. Саратове. В 1919 – 1920 гг. служил в Красной Армии, в Донской Северо-Кавказской дивизии, инструктором школьного отдела и политотдела. В 1921 году работал инструктором дошкольного воспитания в саратовском РУПВОДе.
4 октября 1921 года рукоположен во иерея. Был осужден в 1924 году на один год, в 1929 году — на три года высылки в город Нарым. Освободившись, устроился священником в село Никольское Кузнецкого района Пензенской области. В 1934 году (предположительно в октябре) пострижен в монашество с именем Феодор, в апреле 1935 года переехал в Пензу. 23 сентября 1935 года состоялась хиротония иеромонаха Феодора во епископа Пензенского, а 18 октября 1936 года он уже был арестован.
Его попытка наладить управление Пензенской Церковью в тех условиях обернулась обвинением в контрреволюционной деятельности. То есть была выбрана обычная формулировка, используемая в предвоенное время при фабрикации следственных дел.
5 февраля 1937 года епископ Феодор, находившийся в заключении, был уволен от управления Пензенской епархией на покой. Вместе с ним по одному делу проходило еще пять человек — арестованные в тот же день священники И. И. Умов (из Беднодемьяновска), И. К. Хорошунов (из Наровчата), Гавриил Иванович Архангельский (исполнявший обязанности псаломщика в Митрофановской церкви г. Пензы), который до того уже дважды был судим, а также священник села Ольшанки Башмаковского района А. П. Голубев и заштатный священник Василий Сергеевич Смирнов, работавший на момент ареста дезинфектором пензенского бактериологического института. Все они, кроме Хорошунова, были расстреляны в Пензе 4 сентября 1937 года, последний приговорен к 10 годам лишения свободы.
Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (1937)
Житие святого слушайте на радио «Вера».
Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский (1937)
Родился 8 февраля 1862 года в семье самарского священнослужителя, прошёл местные духовные школы и окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В августе 1923 года он был хиротонисан во епископа Бугульминского, но отпал в обновленчество и в 1923–1924 годы временно управлял раскольнической Куйбышевскою епархией, однако вскоре вернулся в лоно Православной церкви.
В августе 1931 года прибыл на постоянное служение в Омск, в апреле 1935 года он не был арестован. До августа 1935 года Владыка Алексий продолжал значиться правящим епископом Омской епархии. 25 октября того же 1935 года он был сослан на пять лет в городок Мирзоян — крохотный райцентр неподалёку от Чимкента. Здесь его арестовали 15 мая 1937 года, а 27 августа того же 1937 года расстреляли.
Иконы Пресвятой Богородицы
Грузинская
Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы.
Прибавление ума
Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
Самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской области в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев). Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском (около метро ВДНХ).
Евангельские чтения
Евангелие от Матфея, глав 19, стихи 16 — 26
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи
Апостольские чтения
Первое к Коринфянам послание святого апостола Павла, глава 15, стихи 1 — 11
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.