Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора

14 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного русского народного собора на тему «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.

Уважаемый Николай Николаевич, уважаемый Александр Дмитриевич, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать на Калининградском форуме Всемирного русского народного собора.

Заявленная тема форума — «Рубежи Русской государственности» — пожалуй, нигде не звучит так актуально, как в Калининграде, на берегах Балтики. Здесь все дышит близостью границы, близостью других государств, близостью открытого моря, словом близостью той черты, за которой кончается Русская земля.

Но рубежи России, как не раз говорилось на нашем Соборе, не сводятся лишь к географическому понятию, равно как и к заставам, пропускным пунктам, зонам таможенного контроля. Ведь Россия — это не просто государство со своими границами, законами и учреждениями. Это — страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями. Потому нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности. Сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле является русский народ, главный созидатель Российского государства. В духовном же смысле такой сердцевиной, несомненно, является православное христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное большое государство на евразийском пространстве.

Православная традиция сохраняет в неповрежденном виде Богооткровенное учение, наполняет смыслом нашу жизнь и позволяет строить добрые отношения со всеми народами России и исторической Руси, с каждым, кто готов жить с нами в мире и взаимообщении.

И то, что Россия — это великое многонациональное государство, во многом определялось нравственными, духовными установками Православия, которое категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру. Православие всегда стояло на защите своего народа от различного рода внешней духовной агрессии, будь то тевтонские рыцари или какая-то более тонкая пропаганда иных взглядов, религиозных в том числе. Православие стояло на защите от так называемого прозелитизма, но никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, что бы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И вот этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства.

И знаем, что и сегодня, если посмотреть на катастрофу, которая происходит на братской Украине, во многом религиозные истоки нынешнего конфликта проявляют себя достаточно ясно. Велика ошибка тех политиков, которые игнорируют религиозный фактор в государственных делах. Как сегодня он нередко является созидающим и во многом решающим в формировании человеческой общности, так он может быть и разрушительным. И история об этом нам свидетельствует.

Роль Православия заключается в том, что Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев, при этом, строго и бдительно защищая свой собственный народ от любой духовной агрессии.

В свете вышесказанного Калининград является рубежом России вдвойне — сугубым рубежом, если использовать церковнославянский язык. Это и пограничная территория, анклав, выдвинутый далеко на Запад. Это и пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями, иной историей и иными ценностями.

Невозможно не принимать во внимание, что этой землей почти семьсот лет владели германцы: сначала Тевтонский орден, затем Прусское королевство, Второй и Третий рейх. И только семьдесят лет Калининградская область принадлежит России. Этот факт оказывает серьезное влияние на весь исторический ландшафт, на сознание живущих здесь людей. Здесь присутствуют германские памятники, германский архитектурный стиль, германская топонимика и другие многочисленные следы иной культуры.

И нередко возникает соблазн строить идентичность живущих здесь людей на фундаменте этого наследия — наследия, прямо скажем, достаточно величественного.

Но отдавая дань уважения великим немецким архитекторам, скульпторам, ландшафтным дизайнерам и даже простым крестьянам, немало потрудившимся над преображением этого края, мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Ее основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.

Мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников на этой земле были, к сожалению, сопряжены с неприемлемой для нас идеологией, которую условно можно назвать «натиском на Восток», которая вдохновляла еще крестоносных рыцарей, пришедших на поле перед Грюнвальдом и на лед Чудского озера. Эволюция этой идеологии завершилась появлением страшного учения, разделившего человечество на людей «высшей» и «низшей» расы. Мы хорошо помним самую кровопролитную в истории войну, в которой агрессор кощунственно прикрывался символом креста — этого поклоняемого ныне Животворящего Креста, на котором Спаситель принял смерть за всех нас, за людей всех народов, за то, чтобы каждый верующий в Него смог быть Его чадом и войти в Его Царство. И именно сегодня мы особенным образом, в соответствие с церковным уставом, поклоняемся Животворящему Кресту Христову.

И мы, и наши потомки еще долго будем задаваться вопросом: как могла произойти такая подмена ценностей? Пожалуй, одна из важнейших тому причин — это приоритет материального над духовным, горделивого ума над открытым Богу сердцем, жажды власти над смиренномудрием. Этот ложный приоритет подтачивал нравственную основу жизни многих народов и, в конце концов, привел к трагедии. Сегодня, в год 70-летия великой Победы, мы должны еще раз подчеркнуть: нам нельзя идти этим обманчивым путем, нельзя ставить земные ценности, особенно материальные, не просто выше ценностей духовных, надмирных, вечных, но и нивелировать эти духовные вечные ценности, оттеснять их на периферию под натиском исключительно материальных устремлений. Потому что эти духовные ценности придают земной жизни бесконечный смысл, предотвращая превращение человека в животного, как бы это животное ни обустраивало свое стойло. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, потому что разрушаются все табу, вырастающие из авторитета нравственного начала, заложенного Богом в человеческую природу.

Точно так же как нельзя камням, лежащим на этой земле, придавать большее значение, чем духовному состоянию людей, которые на ней ныне живут, вот так же и нельзя подчинять духовное измерение человеческой жизни исключительно материальным интересам.

Комментарии закрыты.