Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора

В достижении Победы над нацизмом наш народ сыграл решающую роль, не только в физическом, но и в духовном смысле. Веками стремясь жить по закону правды и добра, именно Россия предложила человечеству принцип равенства народов, без господствующих метрополий и угнетенных колоний. Со времени нашей Победы в 1945 году этот принцип получил признание во всем мире, стал подлинной общечеловеческой ценностью.

Семидесятилетие Победы совпадает с семидесятилетием Калининградской области, что глубоко символично. Калининградская область — это плод Победы, овеществленный ее результат, а калининградцы, может быть, в большей степени, чем все остальные граждане России, должны ощущать себя наследниками Победы. Область создавалась не только как стратегический форпост России, призванный навсегда предотвратить в будущем упомянутый выше «натиск на Восток». Но она должна стать и духовным форпостом России в Европе. Не регионом, более других подверженным западному влиянию, а регионом, более других готовым к диалогу с Западом и к привнесению в этот диалог наших духовных ценностей.

Полагаю, что сейчас наступил очень подходящий момент для такого честного диалога, включая совместные размышления о ценностях. Потому что некогда общехристианский фундамент Восточной и Западной Европы сегодня подвергается разрушению, в первую очередь в Западной ее части. Россия пока еще сохраняет духовный фундамент и, настаивая на важности духовных ценностей, поддерживая, в том числе в значительной мере культурной, а теперь и образовательной политики, имеет много что сказать нашим западным партнерам. И нам не следует ни бояться этого диалога, ни скрывать тех ценностей, которые вырастают из нашей традиции, из нашей столь непростой истории.

Говоря так, я вовсе не призываю отвергать западноевропейский опыт. И Петр Великий, и русский гений Михаил Васильевич Ломоносов, и наш земляк калининградец Андрей Тимофеевич Болотов, и тысячи других русских людей являют нам примеры того, что у Западной Европы можно и нужно перенимать очень много полезного. Впрочем, как и у других народов — японцев, китайцев, арабов, индусов, персов, которые внесли в сокровищницу человечества, если говорить обо всей истории, не меньше, чем европейцы. Но оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твердо придерживаться приоритета духовных ценностей.

Необходимо твердо и безоговорочно сказать: Калининградская область — это русская земля, которая по праву принадлежит нашему народу, семьдесят лет назад понесшему огромные, ни с чем не сравнимые и ни с кем не сравнимые жертвы не только за освобождение своей страны, а за спасение всех народов мира, в том числе немецкого народа от самоубийственной гитлеровской идеологии. Необходимо и в плане материальном, и в плане историко-архитектурном обустраивать эту землю как русскую, не забывая и не отталкивая, но и не подчеркивая особенным образом, как это иногда кто-то делает здесь, в Калининграде, пласт германского наследия. Нужно обратить особое внимание на исторические памятники русской воинской славы, которыми изобилует калининградская земля еще со времен Семилетней войны и противостояния с Наполеоном, равно как и на памятники Первой мировой войны и, конечно, Великой Отечественной.

Надо постараться создать здесь русский архитектурно-культурный ландшафт, выражающий нашу национальную традицию и наши духовные ценности. Ярким примером такого подхода является храм Христа Спасителя — духовная и архитектурная доминанта Калининграда, воплощение воли тысячи местных жителей, отдавших строительству и свой труд, и свои пожертвования, и свои молитвы и свои таланты. Необходимо шире использовать традицию нашей национальной архитектуры, русского дизайна для обустройства города и сел региона. Причем не нужно создавать какие-то копии старых памятников, которые в нынешних условиях превращаются в некий кич. Нужно строить новое, но не порывать со своей культурной традицией.

Это, безусловно, не исключает синтеза с иностранными достижениями, поскольку в нашей истории уже были такие явления, как русское барокко или даже сибирское барокко. Стиль, рожденный в Средиземноморье, был творчески преображен и буквально «национализирован» русскими зодчими.

И замечательным примером творческого восприятия западных влияний является Санкт-Петербург, который внешне выглядит как западноевропейский город. И даже храмы построены в западноевропейских стилях. Но это наш русский, российский город и православный город. Именно так он и задумывался Петром, и так оно и случилось. Петербург никогда не попадал в культурный и духовный плен от иностранцев и от иных культур. При этом творчески впитывая в себя культурные примеры из-за рубежа.

Главным критерием для подобного синтеза пусть будет уже упомянутый приоритет духовных национальных ценностей над заимствуемыми материальными. Сегодня мы живем в эпоху глобальных вызовов, которые брошены не только России, но и всей христианской Европе, как я уже сказал. Мы видим, что сегодня в одной стране за другой обрушиваются основы нравственности, базовые понятия о добре и зле, пороке и добродетели, на смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь не рожденных младенцев, и сама природа человека. Это очень серьезный вызов, который Западная Европа не сумеет преодолеть в одиночку. Очень многие на Западе уже понимают всю опасность происходящих событий в западноевропейских странах. И снова, как в былые времена, может быть, потребуется и миссия России, осуществляя которую, мы станем не подражать и заимствовать, а свидетельствовать о сохраненном понимании Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и ее смысла. Придти на помощь всей России и другим народам — миссия Калининградского региона, находящегося на рубеже цивилизации, быть не просто оборонительным рубежом, не просто заградительным щитом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией синтеза материальных культур и притягательным маяком в духовной жизни. Если возник такой русский анклав в центре Европы посреди народов западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верен наш народ. Нет никаких сомнений в том, что это свидетельство найдет широкий отклик среди соседних народов и послужит обращению к нашим общим корням, корням христианским.

Это великая историческая задача, которой надо соответствовать и ради которой нужно ежедневно совершать свой внутренний подвиг. Выражаю надежду, что калининградцы — потомки героев, совершивших подвиг в битве с нацизмом, — будут достойны своих предков и смогут должным образом ответить на вызовы времени, и выполнят новую миссию, возложенную на них Промыслом Божиим.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Комментарии закрыты.