Среди лесов, на окраине небольшого шведского городка Арбуга, что в 200 километрах от Стокгольма, возвышается гора, а на ней, спрятавшись среди высоких сосен, елей и берез, стоит необычный православный храм. Подобно большинству шведских построек, он выкрашен в традиционный темно-красный цвет, но в остальном это типичная для Русского Севера церковь, купол-луковицу которого венчает восьмиконечный православный крест. Здесь же, в небольшом уютном домике, проживает семья православных шведов, которая вместе с несколькими другими семьями составляет костяк православной общины в честь Воскресения Христова.
Об истории и жизни арбужской общины порталу «Православие.Ru» рассказывает ее председатель Николай Сананес.
– Николай, почему вы и прочие члены прихода выбрали для себя православную веру? Были ли вы активны прежде в лютеранской Шведской церкви или, возможно, принадлежали к числу католиков? Или, может быть, у вас имелся интерес к русской культуре? Расскажите, пожалуйста, о своем пути к Православию.
– Наши прихожане пришли к православной вере из самых разных слоев, каждый по-своему. Объединяет нас то, что мы были вдохновлены и руководимы Симоном – основателем нашей общины. Но некоторые из нас обрели путь к Православию иным образом. Серафим, крестный отец моего младшего сына Ноя, например, побывал на святой горе Афон, крестился там, а затем женился на женщине, которая также перешла в Православие.
Для меня и моей супруги Наталии дорога в лоно Православной Церкви была иной. Наталия с детства является православной христианкой, она покрестилась в Стокгольме в детском возрасте. Ее отец Симон (он умер почти три года назад) стал православным христианином в 1970-е годы после того, как он пережил определенный духовный опыт, увидев Христа в лучах Фаворского света. Об этом можно прочитать на созданном им интернет-сайте www.ortodoxkristendom.se на шведском или английском языке, но этот рассказ, к сожалению, не переведен на русский.
Я вырос в Норвегии, не имея особенного опыта христианской жизни; моя мать формально принадлежала к Лютеранской свободной церкви, но не была в ней слишком активна. Потому у меня не было никакой точки опоры в жизни. В течение многих лет в соответствии с абсурдной «свободой» современного общества у меня регулярно сменялись мачехи и отчимы, я не знал, есть ли в жизни какой-то смысл. Но при этом я тосковал по хорошим и важным поступкам, участвовал в политических и гражданских протестах в защиту окружающей среды и занимался духовными поисками в индийской философии и йоге.
Но что бы я ни делал, я никогда не мог забыть Иисуса Христа. При этом у меня не было особенного уважения к христианству, но я читал Евангелие и не мог не одобрять «этого человека» Иисуса Христа. Когда мне было 17, я раздал всё свое имущество, кроме велосипеда и палатки, для того чтобы стать волонтером в детских домах Восточной Европы и Ближнего Востока. Но я так и не доехал до столь далеких мест. В маленьком городке возле Стокгольма я встретил Наталию и ее папу Симона. Я влюбился в Наталию, ну а Симон был особенным человеком. Он научил меня тому, чем в действительности является христианство. Симон рассказал мне о святых отцах святой Руси и о том, как они жертвовали всем, чтобы отыскать драгоценную жемчужину, которую, как он мне показал, можно найти в своем собственном сердце. Он научил меня Иисусовой молитве, и моя жизнь целиком изменилась. В течение года я стал прихожанином православной церкви в Стокгольме – это был храм Русской Православной Церкви, посвященный святому Сергию Радонежскому. Мы с Наталией обвенчались, и у нас родился наш первенец. Всё произошло быстро, ведь Симон учил нас тому, что всё важное и истинное в этой жизни мы должны делать немедленно.
– Нам важнее не то, что мы «русско-православные», но то, что мы православные. Однако для нас естественно принадлежать именно к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, патриархи которой когда-то носили, по примеру московского государя, титул «епископов Москвы, Руси и северных стран». В конце наших богослужений мы поем: «Сохрани, Господи, отца нашего, Святейшего Патриарха Кирилла, епископа Российского и всей Северной Европы…» Это ведь церковно-политический вопрос, и некоторые считают, что Патриархатом Северной Европы должен быть Константинополь, но нам он кажется чем-то далеким. Нам очевидно, что нашей Матерью-Церковью должна быть гораздо более близкая Швеции в историческом, культурном и географическом плане Русская Православная Церковь.