Сегодня в конференц-зале храма св. князя Александра Невского г. Калининграда состоялось первое занятие молодежного культурно-просветительского лектория.
На встречу собрались учащиеся старших классов кадетского корпуса в честь святого Александра Невского на базе школы №24 г. Калининграда, а также студенты ВУЗов.
Занятие на тему: «Я, мои предки и мое будущее» проводила педагог-психолог высшей квалификации, руководитель учебно-методического центра им. С.А. Рачинского Марина Евгеньевна Соколова.
Нужно отметить, что само общение было выстроено в форме дискуссии с элементами «педагогической мастерской», – когда нет лекции в прямом смысле слова, но все участники вовлекаются в размышление, обсуждение, дискуссию на определенную тему, с учетом заранее подготовленного базового материала.
В данном случае в основание общения был положен рассказ замечательного русского писателя Никифорова-Волгина «Древняя книга», – о значении Библии в нашей культуре в разные исторические периоды.
Казалось бы, уже столько об этом сказано и написано, снято фильмов и озвучено на проповедях в храме – ну, что тут может быть нового? Подобный скепсис читался на лицах некоторых ребят и взрослых еще за минуту до начала занятия.
Однако с первых же моментов беседы эти сомнения улетучились, и неподдельный интерес озарил лики участников. Все дело было в том, что ребятам раздали три разных отрывка с текстами, которые якобы были написаны на пустых страницах в книге, что давно уже утрачена. И по этим отрывкам группы должны были сформировать мнение о том, о какой книге идет речь и почему?
В итоге пришли к мнению, что речь может идти о Библии в целом или об одной из книг в Ветхого Завета. Так и оказалось на самом деле. Но это было только начало. Далее собравшиеся предприняли попытку проанализировать, почему на протяжении более ста лет различные поколения одной семьи оставляли такие разные комментарии к прочитанному и просто писали что-то по житейской необходимости на свободных страницах под обложкой Священного Писания.
И написанное просто поражало воображение не только молодежи, но и людей более старшего возраста и священнослужителей.
Было прослежено, как от наших далеких предков и до начала XX века из жизни людей постепенно уходили вера, благоговение, патриотизм, ценности семьи и взращивались внутренняя пустота, материализм, сребролюбие, цинизм, вандализм и даже богоборчество.
Одна книга, один род, одна страна, один язык, у каждого только одна жизнь, но какое разное отношение ко всему этому!
Обсуждение в группах и на всю аудиторию вызвало глубокие эмоциональные отклики у молодежи, было видно, как они неподдельно сопереживают прочитанному и также искренне пытаются противостоять тому «духовно-нравственному расчеловечеванию», с которым столкнулись на примере героев художественного произведения.
По результатам обсуждения пришли к мнению, что этот рассказ — некое зеркало, в которое может и обязан вглядеться каждый не равнодушный человек. В нем он сможет увидеть себя, своих предков и понять, какое именно будущее нам необходимо. Ведь в каждом из нас в какие-то моменты просыпаются и благочестивые пращуры, и равнодушные обыватели, и пересмешники с элементами цинизма. Все это может быть в душе у любого человека, да. Но для того нам и дана от Господа свобода выбора между добром и злом, чтобы мы выбирали, принимали решения и несли за них ответственность, познавая себя и окружающий мир, формируя внутренний духовно-нравственный стержень, без которого невозможно стать цельной и гармоничной личностью.
В том-то и состоит метод «педагогической мастерской» – не приводить кого-то к заранее подготовленным выводам, но погрузить человека в особую атмосферу общения и доверия, в которой он сможет открыть свое сердце и ум для смысловых тем и ценностей, а потом каждый продолжит свой жизненный путь с зароненным в сердце глубоким размышлением и переживанием. И даст Бог, эти семена в будущем принесут достойные плоды.
Пресс-служба Калининградской епархии