«Заря всю ночь» в воскресной школе Крестовоздвиженского собора

К сожалению, представительство воскресных школ на этом замечательном событии оказалось небольшим – всего три (приходов Рождества Пресвятой Богородицы, Сретения Господня и Крестовоздвиженского собора г. Калининграда). Общее количество участников (артистов и зрителей) составило 54 человека. Основой публики явились педагоги  области и большой детско-юношеский театральный коллектив Светловской муниципальной школы №3.

Почему же так немного представителей воскресных школ присутствовало на спектакле, поставленном по мотивам рассказа И.А. Бунина «Заря всю ночь»? Можно предложить два три варианта ответа на этот вопрос. Во-первых, детей в возрасте 14-17 лет в наших приходских воскресных школах очень мало (и тут напрашивается еще один проблемный вопрос — почему?). Во-вторых, существует педагогическая позиция  — «нашим» детям не полезно! Она проявляется сегодня не явно, но она есть. И, наконец, в-третьих, то, что может явиться самым неприятным. Неужели работники воскресных школ равнодушны к подросткам и к такому средству работы с ними, как театральная педагогика?

На Областных Свято-Михайловских педагогических чтениях, когда в силу санитарно-эпидемиологических обстоятельств текст рассказа И.А. Бунина читался подростками и обсуждался в режиме онлайн, со стороны педагогического сообщества воскресных школ прозвучало очень мало реплик. Активность педагогов была низкой. Все больше говорили дети, давали свои комментарии протоиерей Сергий Коротких и Денис Валерьевич Карамаликов. Ребята же говорили с воодушевлением, были очень увлечены темой отношений юной Таты и определенного её отцом ей в женихи Сиверса, рассуждали над жизненно важным выбором, который совершила Тата. Чем этот выбор являлся: проявлением девичьей легкомысленности или же, наоборот, интуитивной трезвости взрослеющей девушки. Было видно, что поднятые И.А. Буниным проблемы трогают ребят за живое, волнуют их и соотносятся с их жизненным, а если говорить педагогическим языком – их социокультурным опытом. Самих подростков было очень радостно и интересно слушать…

Затем позже на семинаре для педагогов воскресных школ в неформальном общении за чаем прозвучали слова о том, что поведение Таты якобы выходит за рамки православной традиции. Ведь она не послушала отца (а это еще вопрос, с которым необходимо разобраться, ведь отец не предъявлял ультиматум дочери, он, скорее, предлагал ей самой твердо  определиться: «Утро вечера мудренее!») и не вышла замуж за того, кого родитель ей назначил в мужья. Но что мы знаем вообще о народных традициях? Почему забываем о существовавшей целой культуре выбора супруга (супруги) с молодежными вечерками, танцами, сговорами и последующим сватовством? Эта культура вовсе не предполагала насилия и женитьбы (замужества) вопреки желанию и личным симпатиям молодых. Скорее, если такое случалось, то это как раз противоречило многовековой культуре, ее традициям и чаще случалось в среде дворян и городских разночинцев – будущих интеллигентов, оторвавшихся от культурных корней, чем в среде крестьян. А поэтому затем именно в дворянстве и интеллигенции вызрел взрыв протеста, разрушающего рамки уже даже не традиции, а всякого приличия.

А если Тата в своих «вольностях» пойдет еще дальше и вообще не выйдет замуж, а значит, не исполнит долг женщины-христианки, или уподобится Незнакомке из бунинского же «Солнечного удара»?

Да и вообще Бунин сам был человеком страстным (мы же все бесстрастны!) и его личную жизнь не назовешь образцом для подражания.

На самом деле мы видим в этой позиции незрелость нас самих как педагогов. Мы не только слабы в знании и понимании собственной культурной традиции, мы немного понимаем и в возрастной психологии, и в русской литературе, и в литературоведении, но при этом пытаемся формировать и транслировать нашу доморощенную «православную педагогическую точку зрения». Кроме того, мы боимся вести откровенный разговор и дискуссию с подростками. А ведь конструктивным и сообразным возрасту является предложить подросткам, молодежи этот бунинский рассказ и подобные ему произведения в качестве предмета для обсуждения: а вы, ребята, что думаете по этому поводу? Мы же, к сожалению, пытаемся охранять их от обсуждения того, чем они живут и что их интересует в юном возрасте и, тем самым, теряем контакт, а, возможно, и загоняем проблему вглубь, оставляя их один на один со своей неопытностью, лишая их возможности с доверием отнестись к опыту взрослых.

А в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда 4 января 2022 г. удалась творческая и педагогическая атмосфера. Бунинскую «Зарю» ставил «Театр на Зеленой улице», родившийся в школе №38 г. Калининграда. Как отметила руководитель коллектива, название театра теперь – метафора, его актеры  — молодая, зеленая поросль, ростки в будущее.

В рассказе, по мотивам которого ставилось представление, только лишь три центральных персонажа, а на сцене действовали двенадцать юных актеров. Они были поделены на «мужскую» и «женскую» половины. И это режиссерски было обосновано, подчеркивало образы Таты и Сиверса в контексте обобщенности существующей традиции: юноши должны себя готовить к женитьбе, а девушки к замужеству.

Интересным был ход с освещением. В середине действия свет выключался и Тата (эту роль прекрасно исполнила учащаяся 38-й школы г. Калининграда Милена Быстрикова) оставалась в ночном доме одна с завязанными глазами. Она двигалась в темноте со свечой, сопровождаемая тенями-помыслами, исходившими то от мужской, то от женской половины (учащиеся музыкального колледжа им. С. Рахманинова, школы №38 и лицея №18 г. Калининграда). В конце концов, героиня отогнала их, сняла пелену с глаз и осталась наедине с самой собой.

В ранней авторской редакции рассказ назывался «Свидание». Девушка, выйдя за порог родного дома, движется по предрассветному саду, погруженная в мечты о том, что Сиверс (роль прекрасно сыграл Роман Жданов, ученик лицея №18 г. Калининграда), когда-то, испугавший ее обещанием явиться к ней ночью, теперь все-таки придет и свидание с женихом состоится… Но Сиверс не пришел…

Однако встреча состоялась! Возможно, это была неосознанная ею таковой  встреча с другим Женихом, Который посетил ее, помогая ей открыть себе саму себя. Тата не обретает Его в полном духовном смысле, ее душевное состояние только что еще было на уровне романтических мечтаний о предстоящем браке. Но вот уже на аллее сада, по которой ходила множество раз, она внезапно ощущает себя частью грандиозной Вселенной, частью Божьего мира. Раньше она не имела таких переживаний. Дух ее успокаивается и она обретает внутренний покой и уверенность в том, какое решение она готова принять. Великий русский писатель именно это Свидание делает основой рассказа, но не афиширует  свою идею, а  выражает очень прикровенно. Это бунинская загаданная загадка: почему утром, пережив эту ночь, в продолжении которой не унималась заря, Тата отказала Сиверсу? И не случайно полным и взрослым именем – Натальей Алексеевной автор называет героиню впервые и только один раз – в конце рассказа, тогда, когда совершается сделанный ею самостоятельный и  ответственный выбор.

После показа спектакля состоялось его обсуждение. Благодарим за добрые слова и позитивную профессиональную оценку Марину Евгеньевну Соколову, Игоря Александровича Киршина, Галину Михайловну Рудович, Нину Павловну Гуменюк. Благодарим тех, кто активно обсуждал проблемы, поднятые бунинским рассказом и театрализованной постановкой, а также возможности театральной педагогики как средства воспитания подростков.

Чаепитие в трапезной Крестовоздвиженского собора оказалось не рядовым застольем. Слово настоятеля собора, задушевные песни представителей разных поколений – учителей, воспитанников и их родителей, продолжившийся обмен мнениями – все это превратило трапезу в в полноценную вторую часть (второе действие) свершившегося замечательного события.

Репортаж подготовила

Афанасьева С.Ю.

 

Фото:

 протоиерей Сергий Коротких,

Лагун Е.В.

2 комментария на “«Заря всю ночь» в воскресной школе Крестовоздвиженского собора

  1. Запольский Степан

    Приятно видеть здесь себя)

  2. Прекрасно, познавательно! , Изумительная игра артистов!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *