Соответствует ли то, о чем говорит режиссер Никита Михалков в своем фильме «Солнечный удар», тому, о чем сказал писатель Иван Бунин в своем рассказе «Солнечный удар», по мотивам которого и был снят фильм Никитой Михалковым?
Каким образом бунинские «Окаянные дни» (дневники), являясь по отношению к бунинскому же «Солнечному удару» произведением совершенно другого порядка не только по жанру, но, прежде всего, по идее и содержанию, тоже оказались в числе источников, по мотивам которых был снят тот же михалковский фильм? Правомерно ли объединение в одной цельной кинокартине мотивов двух таких разных литературных произведений? Какую между ними взаимосвязь видит режиссер, если ни сам их автор эту взаимосвязь не подразумевает, ни читатель произведений И. Бунина этой взаимосвязи не видит?
А может быть стоит рассматривать фильм в качестве совершенно самостоятельного произведения, пусть и снятого «по мотивам», но обретшего собственную идею, смысл и характер, собственную жизнь? И не стоит его соотносить с теми произведениями, по мотивам которых он был снят?
Какие аллюзии, реминисценции, ретроспекции рефлексирующего сознания режиссера проявляются (а их, как оказалось, в фильме не мало)? С чем они связаны? Что за ними стоит? В какую единую картину и как все это складывается?
Этими и рядом других вопросов задались участники приходского дискуссионного кино-клуба, первое заседание которого состоялось 3 января 2022 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда.
В конце концов, основной задачей для всех стал поиск режиссерского ответа на вопрос, который неоднократно задавал главный герой фильма – господин поручик: «Как все это случилось?» Как могли потерять сильнейшую, богатейшую, обладающую огромнейшим потенциалом социально-экономического и социально-политического развития страну – царскую Россию? Как довели ее до революционного взрыва и до чудовищной по своему характеру и проявлениям, по размерам человеческих жертв и других потерь гражданской войны? Экономические ли это, социальные ли это, политические ли это причины, прежде всего? Или все-таки в первую очередь духовные?
В ходе обсуждения было высказано много очень интересных, порой оригинальных, но вполне обоснованных мыслей, достойных внимания кинокритиков, которые почему-то сами не выразили их в своих очерках.
И еще. Участники дискуссии обратили внимание на то, что «солнечный удар» по-бунински – это удар «любовной» страстью, взрывом вожделения и личных переживаний наслаждения, которое как волной накрыло главных героев рассказа – господина поручика и незнакомку, и которого уж «более никогда и не будет». Случай индивидуальный, касающийся частной жизни героев… Но «Солнечный удар» по-михалковски – это умопомрачающий удар по коллективному разуму целого народа, его элиты, в том числе в лице господина поручика, сконцентрированного лишь на собственных переживаниях и вожделениях, отстраненного от жизни глубинного народа и, главное, его подрастающего поколения. Удар, вызвавший помрачение ума самой, казалось бы, «образованной» части народа – учителей, страстно принявшихся проповедовать идею происхождения человека от обезьяны и подтвердивших тем самым слова пророка и царя Давида: «Речет безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1). Сытость и беспечность, доходящая до безответственности за прошлое и будущее, и, что самое страшное, до неблагодарности Тому, Кто является Источником всех благ…
Существует ли и если да, то какова связь идеи фильма «Солнечный удар» с современной российской действительностью? Вот один из вопросов, которые ставили перед собой и над которыми пытались рассуждать участники кино-клуба, следуя в трапезную, а затем и расходясь по домам…
Фильм оказался достоин внимания.
Участники события благодарят Афанасьеву Светлану Юрьевну, готовившую и проводившую обсуждение фильма.
Обзор события подготовил
священник Сергий Коротких