«ЛадьЯ» бросает спасательный круг

За последние 20 лет во взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний многое изменилось в лучшую сторону. Калининградская епархия не исключение. Одним из примеров можно назвать проект «ЛадьЯ в неволе», поддержанный Фондом преподобного Серафима Саровского (конкурс «Православная инициатива»), который Калининградская епархия проводила совместно с региональной детско-молодежной общественной организацией «Юная лидерская армия» («ЮЛА»).

Немного истории

Деятельность религиозных организаций в стенах исправительных учреждений получила развитие сравнительно недавно, но уже можно сказать, что за это небольшое время в местах лишения свободы сложился новый вид общественных отношений, которые можно определить как религиозные (или относящиеся к сфере религии), отражающиеся в реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания и в определенной системе правоотношений. Газета «Спас» подробно писала об этом (см. № 3 и 4 за 2013 год). Но тогда практически не был затронут психологический аспект взаимоотношений отбывающих срок людей (особенно молодых, в возрасте 20—25 лет) с людьми, приносящими с воли Благую весть о Спасении.

Развитие в местах лишения свободы религиозной жизни, деятельности Церкви по оказанию духовно-нравственного воздействия на отбывающих уголовное наказание требуют дальнейшего совершенствования правовой, организационно-методической и психолого-педагогической обеспеченности этой сферы.

Последнее очень важно, учитывая прежний образ жизни и мыслей людей, с которыми приходится иметь дело священнослужителям. Категорических противников посещать церковь или приходить на встречи со священниками, то есть атеистов, сейчас практически не встретишь. Но зачастую общение с батюшками или поход в церковь рассматриваются как своего рода развлечение, что имеет мало общего с искренней верой в Бога.

Об особой «психологии»

Ключарь Кафедрального собора Христа Спасителя г.Калининграда протоиерей Вадим Дегтярев не понаслышке знает тонкости миссионерской работы в пенитенциарных учреждениях. Когда он был настоятелем Свято-Гергиевского храма в Правдинске, то духовно окормлял содержавшихся под стражей в одной из близлежащих колоний.

— Большинство их этих людей становятся жертвами некоего идеологического флюида, — считает о. Вадим. — У них как бы раздваивается сознание между необходимостью жить по законам, принятым в государстве, и законами жизни на «зоне». Они странным образом в разных сочетаниях их воспринимают: местами пытаются жить по одним принципам, считая их правильными, местами — по другим. Причем это соотношение постоянно видоизменяется. Такая система накладывает гораздо больше запретов: что-то нельзя «по закону», а что-то — по «понятиям».

Конечно, священники пытаются достучаться до огрубелых душ и сердец, объясняя, что над всеми законами — принятыми правовой системой государства и выдуманными на «зоне» — есть высший закон — Закон Божий. Но необычайно трудно, особенно поначалу, беседовать с человеком, который уже привык жить по такой «системе».

Вспоминаю разговор с одним бывших заключенных, содержавшихся под стражей за серьезное преступление в колонии строго режима — ФБУ-ИК-9 («девятка»), где благодаря общению уже с другим о. Вадимом — Неткачевым, ныне возглавляющим епархиальный отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области, он окончательно встал на путь воцерковления. Евгений С. сейчас отец семейства, какое-то время, досрочно выйдя на свободу, даже прислуживал пономарем в одном из калининградских храмов. Он рассказывал, как долго не мог избавиться от возникавшего во время исповеди чувства, что он не в грехах кается, а показания следователю дает. И он в этом не одинок. Безусловно, такой психологический дискомфорт мешает многим осужденным прислушиваться к наставлениям священников. Особенно молодым, у которых еще не выветрилась тюремная псевдоромантика жизни по «понятиям».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *