Будни и радости войскового священника (продолжение)

Почти два года назад на Балтийском флоте в морской пехоте приказом министра обороны была введена штатная должность помощника командира бригады по работе с верующими военнослужащими. На эту должность был назначен иерей Константин Киосев. Чем занимается войсковой священник в части, как проходят его трудовые будни, носят ли погоны войсковые священники, нужно ли прыгать с парашютом — об этом и не только данная статья.

Распорядок дня войскового священника

У священника, как и у военных людей, имеется свой план работы с военнослужащими, который заранее составляется, согласовывается и утверждается командиром бригады. Такой план необходим, потому что армия — это одна целостная система, где все действует по определенному распорядку и времени.

У войскового священника времени очень мало. Приходится совмещать службу для армии и для прихода, не говоря уже о своей многодетной семье. Часто бывает так, что под рясой носишь военную форму, потому как в любой момент могут позвонить и сообщить, к примеру, что идет погрузка на корабль для высадки морского десанта. На сборы дается один час. Или, помню, был случай, когда, находясь в епархии на послушании, да еще и вместе с детьми, я получил сообщение, что через двадцать минут начинаются прыжки. Первая мысль — куда в кратчайшие сроки можно пристроить детей… благо, мир не без добрых людей.

Если военный человек замыкается на основное место служения — бригаду, то священник, помимо общения с личным составом, живет заботами городского прихода и прихожан. Утром — служба, беседы, планерки, днем — встречи с людьми, решение строительных и материальных вопросов прихода, вечером — родная бригада.

Общение с личным составом

Почему вечер? Да потому, что вечер — это у солдата единственное свободное время, когда с ним можно встретиться и поговорить по душам, решить наболевшие вопросы, посмотреть фильм. В дневное время проходят учебно-тренировочные занятия, строевая подготовка, наряды и т.д.

Конечно, священник встречается со своей войсковой паствой не только вечерами. Особое место у морпехов в распорядке учебного плана занимают три вещи: укладка и прыжки с парашютом, высадка морского десанта и полевой выход. Если священник не присутствует на этих дневных мероприятиях вместе с солдатами, то вечерние будни превратятся в теоретические лекции, где будут звучать лишь пафосные, хоть и правильные, слова. Такое совместное провождение времени, особенно в период тяжелых учений, позволяет укрепить тесную связь с военнослужащими. К счастью, в воинской среде, как и везде, разглагольствований не любят, необходимо слова совмещать с конкретными делами и личным примером. Это касается будничных дней.

Совсем иначе проходят выходные дни. Здесь есть возможность на богослужении совместно с военнослужащими помолиться, совершать Таинства, экскурсии по собору провести, в цокольном этаже храма фильм посмотреть, в госпитале больных бойцов навестить и т.д.

В бригаде морской пехоты около 70 % человек заявили о своей принадлежности к православной вере, 7 % — мусульмане. Остальные — не определившиеся или считающие себя неверующими. Но к концу службы, по данным анкет увольняющихся в запас, не определившихся и неверующих остаются единицы — остальные меняют свое отношение к вере и Церкви в лучшую сторону.

Полевой храм-палатка

В летний период выходные дни проводятся священником большей частью на полигоне в военно-полевом лагере, где располагается весь личный состав бригады. В этом лагере для более полноценного духовного окормления впервые был установлен и освящен военно-полевой храм-палатка во имя святого воина Александра Пересвета. В этом храме уже в первые дни после его открытия несколько солдат срочной службы приняли участие в Таинствах Крещения и Исповеди.

Каждое утро и вечер по личной инициативе группы верующих солдат читаются краткое вечернее и утреннее правило, о начале которых оповещается ударами в рынду. Палатка открыта круглосуточно с той целью, чтобы боец в любое удобное для него время суток мог посетить храм. Это место очень важно в полевых условиях. В такой ситуации, когда обстановка весьма напряженная, а возможности для молитвы и уединения не имеется, храм является востребованным местом. Вот только немногие решаются переступить его порог самостоятельно. Для этого необходима помощь священника, который мог бы своими беседами, проповедью и личным авторитетом помочь солдатам войти в храм осознанно. Чем реже приезжаешь на полигон в военно-полевой лагерь, тем менее солдатами будет востребован храм.

В основном в палатку заходят поставить свечи и кратко помолиться за себя, родных и близких. Внутри находится бак для святой воды, множество литературы на духовно-нравственную и военно-патриотическую тематику. Развернут стенд с фотографиями, посвященный будням и праздникам духовной жизни бригады морской пехоты БФ. Постоянно тихим фоном звучат песнопения мужского хора Троице-Сергиевой лавры. Перед входом в храм находится стенд с изображением А.В. Суворова со словами: «Молись Богу — от Него победа!» Недаром этот известный полководец говорил, что «безверное войско учить — все равно что горелое железо точить»! Уверен, что эти слова об источнике Победы благотворно воздействуют на душу любого солдата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *