В начале христианского пути

В начале христианского путиВот уже несколько лет прошло с тех пор, как я перешагнула порог храма. Эта статья является плодом восьмилетнего искания себя, Бога, своего места в жизни и в Церкви. На ее написание меня вдохновили люди, с которыми я общаюсь, мои единомышленники. Вместе с ними мы пытаемся разобраться в вопросах духовной жизни и в причинах ее искажения.

Нередко можно наблюдать за тем, как человек, пришедший к вере и еще не до конца осознавая глубину и масштаб всего произошедшего, начинает духовный путь с того, что решается изменить жизнь в корне: свой внешний вид, стиль общения и действий; начинает чрезвычайно много молиться, строго поститься. Новообращенный человек — его еще называют «неофитом» (от греч. «молодая поросль». —Прим. автора) — делает ключевой акцент на внешней стороне церковности. И как следствие… вскоре заходит в тупик.

Новый образ жизни оказывается несостоятельным: человек теряет адекватность реакции, начинает мыслить шаблонами, а неподготовленное для чтения духовной литературы сознание делает его категоричным в высказываниях. Так появляется трещина в жизни, поскольку утрачивается понимание и принятие в привычном ранее круге общения — в семье, трудовом коллективе, в отношениях с друзьями.

Период «неофитства», как правило, неотъемлемая стадия воцерковления каждого прихожанина. Множество факторов влияет на то, насколько быстро она пройдет и сменится более зрелым взглядом на жизнь. Однако часто бывает так, что человек не может увидеть своих заблуждений и на долгие годы, а то и до конца жизненного пути застревает в состоянии яростной борьбы с грехами своих ближних, постоянных распрей и осуждения, бесцеремонного вторжения в чужую жизнь с бесконечной критикой, негативными оценками и неадекватными советами. Итог этого — либо полное одиночество, либо нахождение в обществе приверженцев подобного фанатичного образа мышления. В таком случае отгороженность от близких и общества в целом воспринимается как «крест Христов», который человек несет как следствие своего «правдолюбия» и «служения» Богу.

Такие люди становятся серьезным препятствием на пути сотрудничества в церковной общине и соблазном для мирских людей на их пути к Богу.

Размышление над историей

Почему в наше время такое явление носит массовый характер? Ответ на данный вопрос можно найти, поразмыслив над историей нашей страны.

Во-первых, то обстоятельство, что после революции 1917 года религия была практически разрушена как таковая и наш народ в течение многих последующих лет находился в серьезной изоляции от любых религиозных знаний и традиций, привело к тому, что Православие превратилось в абсолютно неизвестную для многих область знаний. Человек, пришедший к вере, оказался без корней духовного развития, без преемственности религиозного опыта, в состоянии полного недоумения и растерянности: куда двигаться и с чего начинать? Свой путь к Богу человеку приходится вести не просто с нуля духовной жизни, а из глубокого «минуса».

Во-вторых, на сознание наших граждан повлияла прежняя идеология, в которой не было большого места для отдельной личности и ее свободы. Индивидуальность и творчество во многом пресекались и даже зачастую карались. Все это породило в русском человеке страх наказания за любую инициативу и желание слиться с толпой.

А еще постсоветское время оставило в душах старшего поколения огромную нереализованность, которая, как снежная лавина, с нарастающей силой надвигается на младшее поколение (в лице детей и внуков), пытаясь отнять уже у них индивидуальность и свободу.

Вот поэтому, придя в Церковь с таким багажом внутренних проблем и болезней, человек с большим трудом может разобраться с тем, кто он, куда идет, что ему дано для жизни, для чего вообще нужна духовная свобода и как к ней можно стремиться. Именно поэтому людям легче воспринять лишь внешнюю сторону религии (как и внешнюю сторону любой части общественной жизни), зачастую руководствуясь при этом стереотипами, идущими еще из XVII века: длинные юбки с платками даже в повседневной жизни, обязательная многодетность, отказ от прививок и телевидения и пр. При этом человек бессознательно пытается завуалировать свои психологические проблемы «духовностью», желание быть любимым и принятым — «делами милосердия», неудовлетворенность собой — «исканием правды» и критикой окружающих, свою безответственность и отсутствие целеустремленности — «смирением перед Божьей волей» или «послушанием духовнику»…

На самом деле христианские добродетели никогда не теряли своей ценности, однако зачастую человек совершенно запутывается и под видом света принимает тьму, вместо любви обретает гордость, а вместо христианской творческой свободы и ответственности — ложное смирение, скрытое тщеславие, надменность и надломленнось одновременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *