В начале христианского пути

Молитва, такая простая и сложная

Если же говорить о молитве, то она всегда была и остается очень тяжелым трудом, требующим не только времени, но и внимания, нашего живого обращения к Богу. На сегодняшний день мы располагаем огромным числом молитв, составленных преподобными отцами и собранных в различные молитвословы. На мой взгляд, эти труды — прекрасный пример для подражания: они учат нас, как молиться, что просить, в чем каяться.

Участие в Таинствах Церкви - неотъемлемая сторона духовной жизни каждого христианина

Просто замечательно, если мы найдем молитвы и псалмы, которые будут полностью отражать наше духовное состояние в разное время и различных обстоятельствах. Обращаясь к Господу, мы должны (опять же если мы искренне просим Его участия в нашей жизни и поддержки) выражать то, что нас тревожит, каяться в тех грехах, которые видим в себе, с которыми пытаемся бороться, и просить в этом Божьей помощи.

Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» дает прекрасный совет, как молиться, используя любую паузу в течение дня, когда человек может остаться наедине с собой, чтобы попросить Божьей помощи или настроиться на предстоящее событие. При этом молиться можно и своими словами, используя современный русский язык.

Самое главное в молитве, повторюсь еще раз, — это внимание, благоговение и живое обращение к Спасителю, без которого молитва превращается просто в вычитывание написанного, что может принести только психологическое удовлетворение, но не имеет никакого духовного наполнения. Важно также не забывать и о сокрушении сердечном, однако оно дается не сразу, но требует особого труда и терпения.

К сожалению, механическое вычитывание молитв в наше время стало явлением весьма нередким. Так, в воскресный день в храме от прихожан можно услышать примерно следующее: «Сегодня причащаться не буду, я не вычитал все, что положено». При этом люди не говорят: «Я недостаточно молился», «Я не настроился, не подготовился», а используют именно выражение: «Я не вычитал», которое свидетельствует о чисто формальном понимании молитвы, а вместе с тем и главного Таинства Православной Церкви — Евхаристии, Причащения святых Христовых Таин.

Не следует забывать, что подготовка к Причастию — это не просто вычитывание трех канонов и Последования к Причастию, а определенная внутренняя работа, в результате которой мы призваны приобрести особый внутренний настрой, состояние осознания себя, своей жизни, своих грехов надежды на милость Божью и того, к чему мы стремимся. И только в таком состоянии мы можем действительно причаститься.

Подготовка к Причастию помогает человеку реально взглянуть на себя, понять, что представляют собой его ценности и что он делает для их реализации, искренне покаяться перед Господом, пересмотреть свои мысли, поступки, отношения. При этом истинное покаяние (т.е. изменение самого себя) может быть только деятельным. Это означает, что мы должны не просто попросить у Господа прощение за содеянное, а именно своими действиями исправить то, что совершили: признать свою ошибку перед ближним, попытаться восстановить то, что разрушили, попросить прощения. Помните высказывание: «Чем ближе люди друг к другу, тем ближе они и к Богу»? Именно отношения с ближними во многом определяют правильность нашей духовной направленности.

Единственное, что нас может отделить от таинства Причастия, — это такое состояние духа, в котором все вышеназванное сделать невозможно. А то обстоятельство, что мы где-то недопостились или недомолились, не является препятствием для соединения со Христом.

Кто-то может усомниться и задать вопрос: «Выходит, что теперь можно не поститься и не молиться?». Не соглашусь с таким пониманием. Дело в другом…

Когда Господь входит глубже в нашу жизнь

В самом начале, когда человек только начинает ходить в храм, он пробует поститься, молиться по мере возможностей и понимания, причащается примерно раз в месяц (такая практика очень распространена у новообращенных людей). Возможно, и на воскресные службы не всегда получается попасть, не всегда есть острое желание этого, да и пока еще нет цельного видения нового направления своей жизни.

В таком случае, действительно, если не за неделю, то хотя бы за три-четыре дня до Причастия надо настраиваться на принятие Таинства: поститься, читать Евангелие, каноны и Последование ко Причастию. Кстати, чтение молитв тоже можно разбить на несколько дней, чтобы более внимательно сосредоточиться на их содержании.

К посту нужно относиться с рассуждением

Но постепенно Господь входит глубже в нашу жизнь. Возможно, уйдет не один год, прежде чем у нас появится искренняя потребность в том, чтобы Новый Завет, средоточием которого является Причастие святых Христовых Таин, стал определяющим в нашей жизни. Какая же подготовка тогда потребуется для нас?

Если мы искренне стремимся к тому, чтобы Евангелие стало центром нашей жизни, то постепенно это приведет нас к тому, что каждый свой прожитый день мы будем соизмерять с теми требованиями, которые к нам предъявляет Господь. Конец дня — посвящать анализу того, что сделано, а что не сделано и по каким причинам. Постепенно мы научимся видеть свои грехи, укоренившиеся в нашем характере, и начнем каяться в них и исправлять себя, а также молиться о Божьей помощи и милости к нам. Умеренность, разумность и ответственность станут нашими спутниками и ориентирами адекватности, среда и пятница — днями особенного акцента на нашем духовном созидании. По сути, пост — это образец того, какой должна стать вся наша последующая жизнь.

Для человека, который живет таким образом, каждый день становится возможностью подготовиться к Причастию. Принятие святых Христовых Тайн должно сопровождать каждый поход в храм.

В истории нашей Церкви даже были приняты каноны, согласно которым христиане, присутствовавшие на богослужении, но не причастившиеся в течение определенного срока, отлучались от церковного общения. Данное правило может показаться суровым, но это только на первый взгляд. Ведь каждую литургию сам Господь возглашает устами священника: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — и незримо вместе со священником выносит Чашу с Великими Дарами.

Достойны мы причащаться или нет — Господь уже решил за нас, избрав в Свое стадо. А вот на вопрос: «Что помешало нам правильно подготовиться к Причастию?» — пусть каждый ответит себе сам.

В заключение хочется напомнить всем нам, что избрав нас в Свое стадо, Господь назвал христиан также «светом мира», тем самым возложив на наши хрупкие плечи большие надежды и важную миссию в этом мире. И только внутренняя работа над своей личностью позволит нам быть светом там, где пока еще есть тьма, творить добро там, где царит зло, и стать решением сложившейся проблемы, а не ее частью.

Мария Варламова

Источник: газета «СПАС», №9 (114) сентябрь 2013 г. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *