В начале христианского пути

Познать и обрести себя

Что же делать в такой ситуации? Как действительно начать искать Бога? Думаю, не ошибусь, если скажу, что поиски Бога стоит начать с поиска самого себя! С обретения своей целостности.

За годы своего взросления я поняла одну чрезвычайно важную вещь: все мы очень разные. У каждого из нас свой уровень сознания, культуры, интеллектуальных и творческих возможностей, у нас разное воспитание, образование, образ мышления и т.д. Мы приходим в Церковь в различном возрасте, с разным «багажом» грехов и знаний, индивидуальным уровнем развития, уникальным потенциалом. И в лоне Церкви вся наша «разность» собирается в единый узор, здесь каждому найдется возможность послужить во славу Божью.

Сегодня в храмы приходят самые разные люди

Кто-то возглавляет Церковь и ведет от ее имени переговоры с властями и другими конфессиям; кто-то совершает Таинства и предстоит перед Господом на богослужении; кто-то поет на клиросе, кто-то читает Псалтирь, кто-то стоит у подсвечников, кто-то подметает двор возле храма, кто-то посещает больных и страждущих, кто-то проповедует или занимается с малышами и юными христианами и христианками. Все мы выполняем разные функции согласно своим способностям и при этом составляем единый организм Церкви.

Евангелие содержит ответы на все наши вопросы, да, но оно не дает единого для всех рецепта духовной жизни. И те советы, которые мы находим в духовной литературе, не могут быть для нас абсолютными, поскольку необходимо учитывать, что они давались конкретным людям, жившим в определенных жизненных обстоятельствах, страдавших своими духовными недугами.

Нам необходимо ко всему, с чем мы сталкиваемся в Церкви, относиться с вниманием, рассуждением и… как это ни странно, с терпением. Потому что в духовной жизни свои времена и сроки, подчас не совпадающие с повседневным опытом. А потому каждый из нас призван к тому, чтобы постепенно выработать свой ритм духовной жизни с опорой на богатейшую многовековую православную традицию.

Важные вопросы

Думаю, что главное качество, которое должно быть присуще каждому из нас, — это искренность в своем поиске Бога. Встав на путь христианства, мы должны честно спрашивать себя: а чего именно я хочу достичь? какие средства для этого я могу использовать? для чего я совершаю то или иное действие? какой смысл оно содержит и что оно может принести именно мне?

Нельзя слепо копировать чужую манеру, чужие взгляды, чужое восприятие веры, необоснованно отказываясь при этом от своих прежних знаний или от своего возраста, характера, темперамента, национальных особенностей, то есть по сути того, что каждого из нас делает уникальным.

Самое первые средства духовного роста, с которыми сталкивается человек, попадая в церковную атмосферу, — это пост и молитва. Казалось бы, что тут сложного и индивидуального? Как молиться — написано в молитвословах, а что же касается поста, тут все просто: воздерживайся от еды определенного рода, увеселительного досуга и от супружеских отношений в течение назначенного срока, а также в те дни недели, которые считаются постными. Однако кроме того, что пост и молитва имеют внешнюю форму, у каждого из них есть еще и духовная (невидимая для глаз других) составляющая. И то обстоятельство, что мы сугубо внешне попостились и помолились определенный период времени, честно сказать, еще не делает нас настоящими христианами.

Постные мысли о воздержании, дорогих продуктах и не только…

Начну с поста. Как правило, новоначальным объясняется, что смысл поста заключается, с одной стороны, в послушании Церкви, а с другой — в необходимости ограничения своей плоти. Накладывается временный запрет на вкушение мясной и молочной еды, развлечения, телесные супружеские отношения. И вот именно здесь и нужно ставить перед собой честные вопросы: а что именно мне даст такое воздержание, как оно преобразит меня, поможет ли расстаться с грехами и, наконец, приблизит ли меня к Богу? Если же не ставить перед собой подобных вопросов и не пытаться дать на них соответствующий ответ, то пост превратится просто в диету, пусть даже строгую и очень полезную для тела. Но принесет ли он какие-нибудь результаты для души?

Молитва начинается с внимания и благоговения

Если человек страдает чревоугодием, то, безусловно, пост даст ему отдых от своей страсти. А если человек не подвержен данному духовному недугу или же испытывает проблемы с пищеварением и врачи запрещают ему питание только постными продуктами? В чем тогда смысл поста?

Из истории нашей Церкви можно увидеть, что раньше пост верующие люди накладывали на себя для того, чтобы на сэкономленные деньги творить дела милосердия или употребить их на пожертвование для храма. Таким образом, необходимо уяснить, что важно как количество, так и качество еды. Количество еды непосредственно определяет, ограничиваем мы себя или нет, и тем самым — постимся ли мы на самом деле. Ведь даже если вместо привычных двух мясных котлет человек съест только одну, уже можно сказать, что суть поста — ограничение — он уловил. Но вместе с тем еда должна быть скромной и недорогостоящей, финансовые затраты на нее должны быть меньше, чем в обычные дни.

В этой связи вспоминается случай, о котором рассказал в своей аудиолекции профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Как-то состоятельные прихожане пригласили его во время поста в гости, и чего только из дорогостоящих морепродуктов не было на том постном столе. Самое интересное, что все эти яства, действительно, канонически отнесены к числу постных. Но тот факт, что данные продукты являются дорогостоящими деликатесами, которые не по карману человеку среднего достатка даже в самые праздничные и знаменательные дни, говорит о чисто формальном (внешнем) понимании поста.

Но самоограничением в еде тема поста не исчерпывается. Напротив, мы должны помнить о том, что цель поста прежде всего не воздержание от пищи, а достижение духовных целей. Важно помнить, что одним из важнейших значений поста является сосредоточение на своем внутреннем и внешнем мире, иначе говоря, пристальное всматривание в наш образ жизни, чувства, желания и поступки. Что нами движет? Что нас порабощает? Как это изменить и к достижению каких целей следует стремиться?

Действительно, а какими эти цели могут быть? Наверное, у каждого из нас они будут свои, так как любому человеку свойственные именно ему духовные недуги. Например, целью поста можно поставить воздержание от осуждения, от празднословия, от раздражительности. Пусть хотя бы на время, но все же дать отдых своей душе от этих болезней. Достойной христианина целью будет примирение с ближними. Кроме того, рядом с нами всегда есть люди, которые нуждаются в нашем внимании и душевном тепле. В пост можно поставить себе целью посещение обездоленных, оказание им помощи. Вот здесь как раз и пригодятся деньги, сэкономленные на приготовлении постной пищи.

Благодаря приготовлению простой пищи можно сэкономить еще и время и поставить перед собой важнейшую духовную цель — чтение духовной литературы, без которой невозможно получение новых знаний и движение вперед. И вообще, возможность провести остаток дня, посвятив свое время чтению святоотеческой литературы, или остаться наедине с Господом в молитве — две очень важные вещи для духовного роста. Но, к сожалению, мы не всегда располагаем достаточными возможностями для их реализации. Меня особенно поймут семьи, в которых есть маленькие дети или детей много, забота о которых забирает все время и все силы обоих родителей, поэтому пост в смысле некоторой уединенности — жизненная необходимость, а планирование указанных занятий — неотъемлемая часть жизни современного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *