ПРОТИВОСТОЯТЬ «РУССКОМУ КРЕСТУ»

В сентябре 2014 года в конференц-зале Кафедрального собора Христа Спасителя проходил семинар «Организация трезвенного просвещения и помощи страждущим алкоголизмом». Он был организован Калининградской епархией совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, а также Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение». Одним из участников семинара был руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Константинович Доронкин. Он давно и успешно занимается работой по социальной адаптации алкоголиков.

— Валерий Константинович, для того, чтобы эффективно заниматься такой работой, надо обладать немалым опытом, в том числе и в области медицины. Не могли бы вкратце рассказать о себе?

— В 2003 году я закончил юридический факультет Российского государственного социального университета, хотя уже с 1998 года работаю в сфере социального служения. С ноября 1998-го по январь 2001-го занимался социальной реабилитацией алкоголиков и наркоманов, участвовал в создании двух реабилитационных центров. Затем стал заместителем директора по социальной работе в комплексном центре социального обслуживания «Ясенево» в Москве. Потом также занимал руководящие должности в социальных учреждениях столицы — в центре социального обслуживания «Ярославский», в Свято-Димитриевском сестричестве при 1-й градской больнице. С января 2006 по октябрь 2009 года по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II работал директором Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского. А теперь — руководитель вышеупомянутого Координационного центра.

— Таким образом, вы уже более 15 лет занимаетесь борьбой с пьянством в нашем обществе. Что, на ваш взгляд, самое трудное в этой, надо сказать, нелегкой борьбе?

— К сожалению, за последние 100 лет многое в этом вопросе существенно изменилось. В дореволюционной России пьяница был всеобщим посмешищем, вызывал порицание. В наше время, к сожалению, посмешищем является трезвенник. Мир перевернулся, все встало с ног на голову. Теперь при слове «трезвенник» в голове появляется одна ассоциация: мол, это язвенник. Если человек в компании не пьет, значит, с ним что-то не так, и он даже вызывает подозрение. Мой близкий товарищ, профессор Григорьев (иерей Григорий Григорьев, председатель Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге, также принимал участие в семинаре. — Прим. ред.), был врачом на подводной лодке и вспоминал, что на флоте бытовало мнение: кто не пьет, тот стучит. А кто пьет, что, не стучит никогда?

— То есть люди, ведущие трезвый образ жизни, еще и оправдываться должны…

— Да. В таком духе: «Знаете, я закодировался, я больной». Навязывается стереотип: здоровый человек не пить не может. Задача православных обществ трезвости — развенчать такое отношение к этому понятию. И, конечно же, в основе всей нашей деятельности лежит боль за наш народ, который фактически вымирает.

— Мне кажется, здесь вы все-таки преувеличиваете.

— Совсем нет. Есть понятие так называемого «русского креста». Кто не знает, можно в интернете посмотреть, что это такое. Это демографический провал, вымирание наших сограждан. И одной из основных причин является нетрезвый образ жизни. И это не в современной России началось. Еще в 1985 году лидерам тогдашнего Советского Союза стало понятно, что страна гибнет, и во многом из-за безудержного пьянства. Был принят «антиалкогольный закон», вызвавший неоднозначную реакцию. И прежде всего потому, что людям не объяснили, почему они должны бросить пить.

Основной ресурс в борьбе с алкоголизмом нужно вкладывать именно в просвещение, объяснять людям, зачем им жить трезво, что вообще значит — жить трезво. Второй ресурс — это ограничение на продажу алкоголя. Одно из первых дел, которое сделал Патриарх Кирилл: в 2009 году был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. И первые публичные рекламные ролики с участием звезд нашего спорта, кино, первые рекламные антиалкогольные блоки были сделаны именно по инициативе Русской Православной Церкви, при деятельном участии Церковно-общественного совета. Таким образом, Церковь реагирует на эту боль народа.

Сейчас в рамках синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, где я занимаюсь координацией деятельности, мы создаем православные программы помощи людям, страдающим алкогольной зависимостью. Также занимаемся программами профилактики. В основу всей работы мы ставим тезис о важности возрождения в нашем обществе, в российской культуре, в общественном сознании отношения к понятию трезвого образа жизни как духовно-нравственной ценности. К сожалению, представление о трезвости как о норме жизни в нашем обществе, в нашей культуре, без преувеличения можно сказать, просто утрачено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *