ПРОТИВОСТОЯТЬ «РУССКОМУ КРЕСТУ»

— В чем здесь, на ваш взгляд, главная проблема?

— Проблема в том, что люди не хотят быть трезвыми, не умеют радоваться в трезвом состоянии. Когда мы начинаем говорить о трезвости как о крайней мере, то для современного общества это вызов. Но если не будет таких крайних трезвенников, которые будут говорить о реалиях жизни, о том, что сотни тысяч людей в нашей стране ежегодно умирают от алкоголя, — что тогда будет? У нас несколько миллионов людей состоят на наркологическом учете как алкоголики. А сколько не состоят, кто считал? Крайняя позиция, при которой говорится о реальном положении дел, о правде, сейчас просто необходима. Если абсолютно трезвого голоса не будет, если у людей не будет права на трезвость и если трезвость перестанет вызывать уважение (а по факту сейчас это так), то мы просто погибнем. Я уже упоминал про «русский крест»…

— Проблема действительно серьезная. А отдача от работы упомянутого вами Совета при Патриархе уже есть? Какой-то анализ его деятельности проводился?

— Ну, а то, что алкоголь сейчас становится менее доступным, — это разве не результат? Как я говорил, были созданы и запущены в телеэфир ролики с антиалкогольной рекламой. Вы знаете, насколько они востребованы! Из регионов нас просят: дайте нам, чтобы разместить на кабельных каналах. Их с удовольствием показывают, потому что спрос на трезвость есть.

 Мы сейчас только начали идти по пути стран, которые этот путь борьбы за трезвость уже прошли. Например, США — очень либеральная страна. Но если вы завезете в резервацию с индейцами алкоголь, вас посадят в тюрьму. А что творится у нас, скажем, на Чукотке? Спаиваются целые малые народы. Церковь — единственный достаточно громкий голос, который пытается об этой проблеме говорить.

— Это хорошо, что Русская Православная Церковь идет, можно сказать, в авангарде борьбы за трезвость в России. Но нет ли тут некого разделения на православных и неправославных трезвенников?

— Никакого разделения нет. Мы помогаем всем желающим. И православные от обычных трезвенников отличаются только тем, что, как правило, являются прихожанами православных храмов, верят во Христа. И Он во многом помогает справиться с «зеленым змием».

В отличие от расхожего мнения, православные трезвенники никому не запрещают выпивать на праздники. Но всех призывают к трезвому образу жизни. А что такое слово «трезвость»? В Википедии есть определение трезвости, которое дает Всемирная организация здравоохранения: это абсолютное воздержание от алкоголя. Понятие трезвости у нас в обществе отсутствует. Мы же постоянно говорим о трезвости как о нравственной ценности. Кто-то выступает против, на их взгляд, крайности, то есть против абсолютной трезвости.

Давайте теперь разберемся, что такое алкоголь. Эволюция отношения к трезвости в обществе прослеживается даже в научном сообществе. Еще в 1980-е годы в нашей стране действовал государственный стандарт по производству этилового спирта. Там было написано, что алкоголь — это наркотическое вещество, обладающее нервно-поражающим действием. На фоне всех экономических реформ, тотальной доступности спиртного мы не заметили, как в 1990-е годы ГОСТы поменяли. И в них теперь нет указаний на то, что алкоголь — это наркотическое вещество. Там всего лишь констатируется, что это жидкость с резким запахом.

— Каковы методы борьбы с этим злом?

— Что касается методов, то в разных православных обществах этот вопрос решается по-разному. Есть православные общества трезвости, которые помогают всем. Есть те, что помогают тем, кто хочет получить исцеление с Божией помощью, приобщаясь к жизни Православной Церкви, и хочет стать православным, надеясь, что это поможет исцелению от алкоголизма.

— Можете привести какие-то конкретные примеры?

— Одним из эффективных направлений является организация братств трезвости. Они сейчас объединяют более 80 приходских обществ трезвости, расположенных в 45 епархиях Русской Православной Церкви.

На семинаре в Калининграде опытом такой работы делился протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Помощь, которую здесь оказывают людям, заключается в том, что им предлагают присоединиться к жизни в братстве. И многие из них обращаются за помощью именно потому, что они уже видят примеры окружающих — родственников, знакомых, друзей, — которые стали на трезвый путь жизни. Именно желая приобщиться к нему, они приходят сюда сами.

К слову, до революции в России было около двух тысяч православных обществ трезвости. Их членами было порядка полмиллиона человек, дававших обет трезвости. Людей, желающих объединяться на почве проповеди трезвого образа жизни, было больше, а общество было гораздо трезвее, чем сегодня. В то время потребление алкоголя на душу населения было менее пяти литров. Поэтому сейчас такие общества гораздо нужнее. И мы должны вернуть всем гражданам нашей великой страны право на трезвость.

Беседовал Дмитрий Осипов

Источник: газета «СПАС», №11 (128) ноябрь 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *