— В комитете образования Калининграда, наверное, с большим сожалением отпустили ценного работника.
— Но я ведь свой прежний детсад не в разрушенном состоянии оставляла. Работа была налажена, подобран очень крепкий педагогический коллектив. Сами сотрудники очень переживали, что приходится расставаться, с некоторыми вместе проработали четверть века, хотя я была требовательна к исполнению ими своих обязанностей.
Вскоре состоялась наша первая встреча с протодиаконом Андреем Пасхиным. После этого разговора я окончательно успокоилась. Поняла, что новая работа меня полностью устраивает, а главное, мне есть куда приложить силы в творческом отношении, в развитии здесь своих взглядов на православное образование. И в отличие от муниципального учреждения дошкольного образования, здесь вообще нет никаких ограничений в отношении православной составляющей образования и воспитания.
— Так что, можно сказать, на повышение пошли — в своей работе ближе к Богу стали. С чего начали здесь?
— Пришлось сразу начинать наводить порядок по всем направлениям деятельности, так, как это принято в любом учреждении дошкольного образования. В первую очередь уделила внимание построению отношений в педагогическом коллективе. С некоторыми пришлось расстаться, так как они профессионально меня не устраивали. Например, учителю физкультуры сразу предложила уйти в отпуск, чтобы она смогла найти себе работу за это время.
— Почему?
— Тот профессиональный уровень, который был у этого преподавателя, меня не устроил. Кажется, к православному образованию это имеет отдаленное отношение. Но это же дети, дошколята, к ним должен быть соответствующий подход, на этот счет существуют определенные методики проведения занятий, независимо от того, какого профиля детский сад. И у родителей не должно возникать такого мнения, что в православном детсаду только псалмы поют и Закон Божий читают. Детям надо лазать, бегать, прыгать и так далее. Пришлось существенно обновить спортивный инвентарь и взять на работу другого педагога.
Сейчас в штатном расписании 17 человек, полностью удовлетворяющих требованиям к дошкольному образованию. Некоторые перешли с прежнего места моей работы — из 122-го детсада…
— Как организована работа с детьми в группах?
— Группы у нас смешанные, но очень близкие по возрасту. Решила отказаться от подготовительной группы, зато будем набирать детей не с трех, а уже с двух лет. Все условия для этого есть.
С методической точки зрения работа в детсаду строится по двум программам. Во-первых, «Детство» — самая удобная для развития ребенка дошкольного возраста. Она включает в себя три направления развития и воспитания детей — физическое, интеллектуальное и эстетическое. По новым требованиям образования эти три направления превратились в десять так называемых областей, которые представляют из себя практически то же самое, только в еще более раздробленном виде. Но нас больше интересует другая программа — «Основы православной культуры».
— Можете подробнее остановиться на ней?
— За лето мы постарались адаптировать под эту программу работы православной писательницы и психолога Софьи Сергеевны Куломзиной. Ее книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» — классика православной педагогики. Книга передает огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами. В этой книге и других своих трудах Куломзина дает взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей. В упомянутой книге Куломзина последовательно разбирает такие темы, как цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель (воспитатель) и христианская семья в современных условиях.
— В вашем детсаду «Основы православной культуры» идут только четвертой задачей в принятой программе. Почему?
— Дело в том, что к развитию детей в таком возрасте надо подходить постепенно, и первыми задачами, например, на этот год поставлены физическое развитие и воспитание. Это специально сделано с учетом обеспечения безопасности жизнедеятельности детей такого возраста. То есть в первую очередь малышей надо научить правильно бегать, прыгать и т.д. Для этого есть специальные упражнения, чтобы дать такие навыки, которые ему затем обязательно пригодятся, помогут избегать травм.
Вторая главная наша задача — развитие речи. К сожалению, дети сейчас очень плохо говорят…
— Так ведь с рождения своих родителей слушают, говорящих на «птичьем языке». Я и сам с трудом понимаю сленг нынешней молодежи…
— Поэтому педагоги на специальных занятиях занимаются с детьми составлением предложений, рассказов, сочинением сказок, знакомятся с художественной литературой. Большая работа ведется по расширению словарного запаса. Затем идет третья задача. Она включает региональный компонент «Духовно-нравственное воспитание через народные традиции».
Всех детей мы образовываем в общем порядке. И тем самым как бы подводим к упомянутой вами четвертой задаче. Эта задача, как и три другие, предполагает тесную связь с родителями. И они должны быть главными в воспитании своих детей.
Окончание следует…
Беседовал Дмитрий Осипов
Источник: газета «СПАС», №9 (114) сентябрь 2013 г.