В Таураге — под защитой виленских святых

Калининградские православные верующие нередко посещают Свято-Духов монастырь в столице Литвы Вильнюсе, прикладываются к мощам святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Но до Вильнюса все-таки ездить далековато. Однако в соседней республике, совсем рядом с границей Калининградской области, всего в 30 км от Советска, есть храм, также названный в честь Виленских святых мучеников. Находится он в городе Таураге. В июне здесь торжественно отметили 80-летие со дня освящения храма.

На литургию в Таураге

Надо сказать, что православные верующие Калининградской области, особенно из восточных районов, в советское время и примерно до середины 1990-х годов активно посещали церковь в Таураге. Известно, что первый православный Дом молитвы в Калининградской области, к которой примыкает Таурагский район, был зарегистрирован только в 1985 году. А до этого богомольцы янтарного края молились в своих домах или даже на кладбищах. Исповедоваться, причаститься, крестить детей имели возможность, только выехав за пределы области, и в первую очередь в церквях Литвы.

В Таураге — под защитой виленских святых

Особенно увеличился поток верующих из Калининградской области в приграничные православные храмы на территории Литвы (кроме таурагского, еще в храм Александра Невского в городе Кибартай) в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда все запреты на открытое исповедание веры были сняты, но действующих храмов в области было еще очень мало.

Примерно в то время нынешний настоятель Свято-Троицкого храма в Советске протоиерей Никифор Мельник не раз посещал соседей с паломническими поездками. Благо, границы тогда вообще не существовало и приехать в Таураге было легко. Тогда же состоялось знакомство с прежним настоятелем храма святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия о. Александром Адомайтисом. В то время небольшое здание церкви по воскресным дням уже не вмещало всех, прибывающих на богослужения россиян. Бывало, что за день ему приходилось крестить в Православие по 15 человек. Это были преимущественно взрослые люди, сознательно делавшие свой выбор.

О том, насколько насыщенной была в то время церковная жизнь в Таураге, дает представление обычное расписание воскресного дня игумена Вениамина (Савчица), ставшего настоятелем храма после о. Александра. В такие дни священнослужитель приходил в церковь к семи утра и уходил не раньше четырех дня. За литургией следовали панихиды, молебны, отпевания, акафисты. Кроме того, за день совершалось 10—15 крещений. Были и заочные отпевания, и панихиды. Записки на эти молельные действия передавались от тех калининградцев, кто не мог приехать в Таураге на богослужения. Они просили помолиться за своих родных, близких, знакомых. И о. Вениамин всегда выполнял эти просьбы.

Праздничная служба

У нынешнего настоятеля храма иерея Георгия Ананьева совсем другие заботы. В самом городе прихожан осталось мало. Да и сам батюшка приезжает сюда из Клайпеды, где служит в Покрово-Никольском храме. Поэтому немалых трудов стоило ему достойно провести памятную дату — 80-летие освящения храма. Тем более что праздничная служба была архиерейской — ее возглавил архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий.

Во время богослужения владыке сослужили благочинный Клайпедского округа протоиерей Владимир Артамонов, настоятель храма о. Георгий Ананьев, игумены Нестор (Шмидт) и Алексий (Бабич), протоиерей Олег Штельман. Последние двое, возглавляющие сейчас приходы в Паланге и Шяуляе соответственно, также внесли свою лепту в окормление местных прихожан, в разные годы были настоятелями этого храма.

Праздничной атмосфере соответствовало замечательное пение церковного хора. Он в основном состоял из прихожан церкви свт. Николая другого города — Тельшяй. Они всегда откликаются на просьбы православных братьев из других небольших православных приходов Литвы. Тем более что регент Маргарита Машина свою деятельность начинала также в Таураге.

Несколько слов о регенте, благодаря своей подвижнической деятельности хорошо известной среди православных верующих соседней республики. В годы детства Маргарита была прихожанкой вильнюсской Свято-Евфросиниевской церкви, с 15 лет пела на клиросе, параллельно занимаясь в музыкальной школе. Со временем ее пригласили в праздничный хор собора вильнюсского Свято-Духова монастыря, пела она и в молодежном клиросном хоре соборной церкви этой обители. В Литовской музыкальной академии она получила диплом бакалавра на факультете дирижирования хором. Затем, поступив в магистратуру, подготовила дипломную работу «Православные хоры Литвы». На тему церковной хоровой музыки в Литовской епархии не писали с конца ХIХ века. Регент пытается сохранить в хоре и своеобразие голосов пожилых прихожанок, и мощь молодых, разучивая с ними не только обиход, но и сложное пение. Маргарита Машина управляет также хором в городе Мажейкяй. Здесь она разучивает литургию с детьми из воскресной школы. Постепенно в этом городе нефтяников формируется молодежный хор.

Уже во время праздничной трапезы под аккомпанемент гитары протоиерея Олега Штельмана хор исполнил несколько духовных и русских народных песен, а сам о. Олег — свои авторские композиции. Кстати, три года назад в Калининграде и других городах области при содействии Генерального консульства Литовской Республики с успехом прошла выставка фоторабот о. Олега Штельмана (еще одна грань таланта этого человека). Она называлась «Православные храмы Литвы» и стала заметным событием не только в православной, духовной, но и в общекультурной жизни янтарного края. Причем надо отметить, что фотографии ценны тем, что все они натуральные, сделаны без использования возможностей компьютерных программ.

На богослужении присутствовали мэр города Пранас Петрощюс и представители городской администрации. Они отстояли всю службу до конца, что само по себе говорит о многом, а по ее окончании подарили архиепископу Иннокентию искусно вышитый гобелен с изображением герба Таураге. В своем слове владыка подчеркнул, что юбилей храма — это событие, являющееся частью истории города. Архипастырь тепло отозвался о служивших в нем священниках, как почивших, так и ныне здравствующих, много сделавших для храма и его общины, а также о прихожанах и благодетелях, не оставляющих своим попечением это святое место.

Учитывая, что Таураге является городом-побратимом Советска, вполне возможно, что появятся и приходы-побратимы двух этих городов.

На 80 лет раньше

Хотя в июне отмечалось 80-летие прихода, но история Православия в Таураге вдвое дольше и насчитывает 160 лет.

Сам город Таураге (до 1917 года его официальное название — Тауроген) известен еще с XVI века. В 1795 году он стал пограничным пунктом между Россией и Пруссией. Поэтому первый православный храм в Таураге был устроен в 1853 году в помещении таможни. А затем в 1875 году был возведен новый кирпичный храм в неорусском стиле. Строительство велось на средства Министерства внутренних дел. Монументальное по форме здание стояло на Шоссейной улице на высоком холме вблизи реки, при въезде в город со стороны Пруссии. Удачно вписанный в городской пейзаж православный храм вместе с древним католическим собором и лютеранской церковью, так сказать, «замкнул» сакральный треугольник, который пространственно организовал и закрепил застройку городского центра. Храм был увенчан каноническим пятиглавием, с запада была пристроена двухъярусная колокольня с открытыми звонами, перекрытая шатром с главкой.

Число прихожан в 1914 году составляло почти 1000 человек. Но с началом Первой мировой войны клир и большинство прихожан (семьи служащих таможни и госучереждений) были эвакуированы. Захватив город, немцы использовали недействующий храм как интендантский склад. В 1925 году по решению местных властей бесхозное здание, требовавшее ремонта, было снесено. Частные лица на аукционе купили его на слом. На этом месте был построен «Дом стрелков». В настоящее время здесь располагается городское административное здание. Православным свои богослужения приходилось совершать на частных квартирах.

Оставаясь без духовного окормления, таурагские верующие пытались пригласить для совершения богослужений у себя в городе православных священников из других мест. Но Литовская епархия, в 1920-е годы испытывавшая острый недостаток в клириках, долгое время была не в состоянии удовлетворить подобные, пусть даже и настойчивые, просьбы. Приезжие священники наведывались в Таураге очень редко и служили в лютеранском молельном доме или в арендованных помещениях. И даже когда в город, случалось, приезжал правящий архиерей владыка Елевферий, он вынужден был совершать литургии в частном доме, при этом большинство богомольцев располагалось на открытом воздухе.

Только в 1930 году в Таураге, наконец, прислали постоянного священника — иеромонаха Агафангела (Федорова), которому предстояло прежде всего заняться строительством новой церкви. Храм решили возводить на православном кладбище, на территории, которая никем не оспаривалась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *