В Таураге — под защитой виленских святых

Реликвия из прошлого

Храм в честь трех святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в Туараге

От того времени почти столетней давности в нынешнем храме осталась примечательная икона Святителя Николая Чудотворца. Ее состояние вполне хорошее, хотя она была написана в XIX веке. Интересна надпись на обратной стороне иконы: «Сия икона штаба 4-го отдела 5-й Пограничной Горждинской Бригады. Реставрирована 26-го Марта 1913 года. Командир 4-го отдела Подполковник Клюевъ».

Город Таураге, как уже говорилось, был пограничным городом Российской империи, самым западным его форпостом. В нем был расположен штаб 6-й бригады Отдельного Корпуса Пограничной стражи. Из архивного документа «Квартирное расписание Отдельнаго Корпуса Пограничной Стражи», составленного в 1902 году, можно узнать, что штаб 5-й Горждинской бригады был дислоцирован в местечке Кретинга. Название бригады происходит от названия города Горжды (ныне Гаргждай, неподалеку от Клайпеды). А штаб 4-го отдела этой бригады, которым командовал подполковник Николай Николаевич Клюев, располагался в местечке Новое Место (ныне Жемайчю Науместис). На обратной стороне иконы нет инициалов Клюева, но в архивах имеется документ, в котором сказано, что 4-м отделом 5-й Бригады командовал именно он. Об этом свидетельствует запись в документе «Памятная книжка Ковенской губернии» (Ковно, 1914 год). В архивных документах также есть краткая биография Н.Н. Клюева, из которой явствует, что он учился в Виленском военном училище, за безупречную службу награжден орденами и медалями, в том числе орденом св. Станислава 3-й степени (февраль 1896 года), орденом св. Анны 3-й степени (апрель 1906 года). Вышел в отставку в 1914 году.

Этот чудом сохранившийся образ свт. Николая вполне можно считать ровесником образования пограничных войск Российского государства. Свое официальное начало история Отдельного Корпуса Пограничной Стражи России берет с 15 (27) октября 1893 года. Указ о его образовании подписал лично император Александр III.

Храм возрождали всем миром

Оставшиеся после Первой мировой войны и обретения Литвой независимости без духовного окормления православные верующие неоднократно обращались в Министерство просвещения Литовской республики с просьбами о материальной помощи на возведение храма. В 1933 году власти выделили на строительство 5 тысяч литов.

К этому времени работы на строительной площадке велись уже полным ходом, расходы были велики. Выделенных из бюджета денег явно не хватало не только на продолжение стройки, но и на то, чтобы рассчитаться с подрядчиками за уже выполненный объем работ. Оценив ситуацию, Епархиальный Совет обратился с призывом к православным Литвы внести свою лепту в помощь таурагской общине. И, что называется, всем миром, удалось-таки завершить строительство каменной церкви. Правда, очень скромной — без колокольни, подсобных помещений, без системы отопления и канализации. Это было невысокое, похожее на небольшую часовню здание с балочным перекрытием, низкой шатровой кровлей и тремя главами. 4 июня 1933 года митрополит Елевферий (Богоявленский) совершил в Таураге чин освящения возобновленного храма во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В таком виде храм простоял более 50 лет.

В межвоенное время таурагский приход численно значительно уменьшился — почти в три раза. Тем не менее, в 1937 году на кладбищенской территории, рядом с храмом, в основном на средства прихожан был построен деревянный дом для клира (сохранился по сей день), где и поселился священник Иоанн Семенов, к тому времени уже три года возглавлявший приход после иеромонаха Агафангела (Федорова). Отец Иоанн прибыл в Таураге сразу же после рукоположения его в священники митрополитом Елевферием. До этого он закончил Русскую гимназию в Каунасе (тогда это была столица Литвы, т.к. Вильнюс между двумя мировыми войнами принадлежал Польше) и там же — двухгодичные Епархиальные пастырские курсы. Он прослужил в этой церкви 53 года и похоронен у стены алтаря.

Утешайтесь надеждой!..

Церковь свв. Виленских мучеников была действующей и во время Второй мировой войны, не уменьшилось в сравнении с довоенным и число ее прихожан — во многом из-за того, что в таурагскую общину вливались беженцы.

Священнослужители, прихожане и гости храмового праздника

Судьбы этих богомольцев, испытавших на себе все тяготы сурового военного лихолетья, были во многом схожи между собой по своей трагичности. Например, Параскева Яничене приехала в эти края летом 1941 года из белорусского Пинска, чтобы увидеться с мужем, проходившем срочную службу в Красной Армии, и недолго здесь погостить. Но не успела Параскева как следует обосноваться на новом месте, как началась война. Дивизия, в которой служил ее муж, после первых же боев попала в окружение, и он оказался в плену. Оставшихся в живых красноармейцев погрузили в эшелон и отправили в концлагерь для военнопленных под Данцигом.

На что могла надеяться молодая женщина в такой тяжелой ситуации? Разве что на помощь Божию да на свои молодые силы. Чтобы как-то прокормиться, она пошла в услужение к новым хозяевам на ферму, расположенную в 20 км от Таураге. Будучи человеком набожным, Параскева дала себе зарок: в любое время года, в любую погоду каждое воскресенье приходить на богослужение в таурагскую церковь. Однажды проторив эту дорогу, она каждую неделю преодолевала ее в течение нескольких лет, следуя наставлению апостола Павла: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим 12:12). Свобода передвижения была весьма относительной, т.к. каждый человек состоял на учете у оккупационной власти. А она ведь еще была и женой красноармейца. Но Господь милостив к искренне верующим!

Муж Параскевы почти четыре года провел в немецком плену, затем еще два — в так называемом фильтрационном лагере НКВД (туда отправляли тех, кто по тем или иным причинам временно находился на занятой врагом территории). Видимо, советские органы дознания ничего предосудительного в действиях плененного красноармейца не нашли, и он был отпущен на свободу. Как только муж Параскевы прибыл в Таураге, молодые, чей брак был зарегистрирован еще до войны в ЗАГСе, обвенчались в церкви во имя свв. Виленских мучеников. Таинство венчания православной четы через испытания войной о разлукой еще больше укрепившихся в вере, совершил духовный наставник Параскевы о. Иоанн Семенов.

Новая жизнь старой церкви

В середине 1980-х годов жизнь прихода оживилась, как уже говорилось, из-за притока верующих из Калининградской области. Маленькая церковь уже не могла вместить всех богомольцев. К концу 1980-х годов возникла настоятельная необходимость реконструировать храм. Перестройка началась при о. Вениамине (Савчице).

Три неказистых деревянных церковных купола со временем просто сгнили, и внешний вид здания мало напоминал православный храм. За квалифицированной помощью обратились к архитектору Государственного Эрмитажа В.В. Ефимову. В Ленинград были доставлены крупномасштабные фотографии церковного здания и его фрагментов. Вскоре архитектор представил несколько эскизов рестав­рации храма. В предложенных специалистом вариантах трудно было узнать таурагскую церковь. В результате реконструкции от прежнего здания остались только его угловые колонны. Храм значительно расширили, в подвальной части оборудовали подсобные технические помещения, подвели к зданию системы канализации, отопления. Увенчалась церковь соразмерным куполом с каменным барабаном, через окна которого вниз падает свет. Фасады храма были перестроены в русском стиле, украшены высокими фронтонами.

Все работы по дереву выполняла вильнюсская строительная бригада, а кирпичную кладку — таурагские мастера. Храм преобразился в очень короткие сроки — буквально за полгода. Но, пожалуй, главное состояло в том, что в Таураге имел место тот случай, когда энергия молодого священнослужителя была подкреплена живейшим участием прихожан.

Кроме того, что большую часть материальных средств на реставрацию пожертвовали калининградские богомольцы, они же выполняли и значительный объем работ на стройплощадке. На личном транспорте прихожане из Калининградской области привезли арматуру. Десять-пятнадцать человек постоянно находились в Таураге. Они вручную оббивали штукатурку, расширяли оконные проемы, углубляли фундамент: транспортерами, ведрами удаляли землю, а затем укрепляли основание здания арматурой и бетоном. Удивительно, как эти люди, волею судьбы поселившиеся на некогда исконно немецкой территории, далекие прежде от Бога, проявляли такое религиозное рвение.

Исторический иконостас

Храмовая икона трех Виленских мучеников

С внешним преображением стал кардинально меняться и внутренний вид церкви. До ремонта в ней стоял простенький, сбитый из фанеры иконостас. Конечно, он требовал замены.

В то самое время в здании Успенского храма в Вевисе был складирован иконостас, ранее принадлежавший одной из разрушенных в послевоенное время православных церквей — вероятнее всего, из бывшей Высокодворской (Аукштадварской) из Вильнюса. Отец Вениамин сообщил о своей находке тогдашнему главе епархии архиепископу Виленскому и Литовскому Викторину (Беляеву), и владыка разрешил перенести эту святыню в Таураге. С тех пор там обрел свое место дубовый резной иконостас. Обновленная церковь была освящена на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1989 году. Внутреннее пространство храма стало очень уютным, способствующим молитвенному настроению.

Вклад в общее дело

Каждый из последующих настоятелей таурагской церкви: священник Иоанн Давкшис с 1989 по 1995 год, игумен Алексий (Бабич) с 1995 года — по мере возможности заботились о благоукрашении храма. При о. Иоанне были покрашены стены церковного здания, а при игумене Алексии к церковному дому подвели водопровод и канализацию, он был капитально перепланирован и отремонтирован, а территория, прилегающая к церкви, украсилась клумбами, дорожками, декоративными кустами. Отец Алексий также оформил необходимые юридические документы на храмовое здание и церковный дом, а сменивший его в 2001 году новый глава прихода священник Олег Штельман — на землю, где расположен православный участок местного старого кладбища. Теперь без согласования с настоятелем православного прихода на территории этого некрополя ни католические, ни протестантские захоронения производиться не могут.

Нынешний настоятель храма о. Георгий Ананьев продолжает эти традиции по укреплению духовной жизни в приграничном литовском городе. Создано молодежное общество, что особенно важно в связи с немногочисленностью прихода в наше время. С установлением границы между независимыми государствами Россией и Литвой сюда практически перестали приезжать калининградцы, к тому же и острая необходимость в этом отпала: в нашей области один за другим открываются новые храмы.

Но есть в Таураге на улице Санделю, 1 прекрасный, один из самых благоустроенных в литовской провинции храм, есть добротный, заново отремонтированный церковный дом с кухней, трапезной, комнатой для иерея и помещениями для гостей. Есть молодой, полный творческих сил священник и энергичные, деятельные прихожане. Остается лишь разумно использовать сложившиеся благоприятные условия существования во благо общины.

Дмитрий Осипов

Источник: газета «СПАС», №7 (112) июль 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *