Вера приходит со временем

— Вы упомянули высказывание президента России Владимира Владимировича Путина. В одном из своих выступлений он с большой озабоченностью высказался о том, что духовно-нравственное состояние нашего общества ослаблено и надо срочно принимать меры по возрождению духовности. Это не требует комментариев. На ваш взгляд, что в первую очередь необходимо делать в этом направлении?

— В России и у нас в Калининграде уже начали много делать. Строятся храмы, при них создаются воскресные школы, появились православные гимназии. В школах вводится курс «Основы православной культуры» и другие предметы, подобные ему. Очень важно, что со школьной скамьи человек начинает понимать, что история российского государства неразрывно связана с православной верой. Важно понимать, что вера наших предков помогала русскому народу преодолевать самые тяжелые периоды в своей истории. Благодаря этой вере наше государство устояло, стоит и стоять будет.

Немалую роль в духовном возрождении общества могло бы сыграть и православное телевидение и другие СМИ. К сожалению, сейчас ситуация здесь совсем не радует. Основные темы — насилие, кровь, убийства…

— Да, порой новостные передачи просто превращаются в подобие криминальных сводок…

— Совершенно верно. Везде агрессия. Конечно же, о чем позитивном тут можно говорить, когда круглосуточно это выливается на людей! Ладно еще взрослые люди с устоявшимся духовно-нравственным стержнем могут еще как-то противостоять этому. А дети, молодежь?! Как их защитить от всего этого?..

— В какой-то степени этой агрессии может противостоять патриотическое воспитание. Его ведь тоже никак нельзя отделить от Православия.

— Безусловно, и мы этим тоже занимаемся. Но в масштабе муниципалитета это очень мало. Здесь должна быть четко выстроенная государственная политика. А она в свою очередь нуждается в очень серьезных инструментариях, способных, в частности, повлиять на те же СМИ, в решении других вопросов, связанных с образованием и воспитанием молодежи.

— Александр Георгиевич, как главе города вам приходится общаться и с представителями других религиозных конфессий. На мой взгляд, в городе сейчас с межконфессиональными отношениями все в порядке. Но вам, естественно, виднее. Обращаются ли к вам люди с какими-то просьбами по этим вопросам? Может быть, есть и недовольные, скажем, строительством мечети в Южном парке?

— Мы все должны быть терпимыми, с уважением относиться к представителям другой веры. Терпимость здесь ключевое слово. В Калининграде проживает сейчас немало людей, исповедующих ислам, и, я считаю, они должны иметь возможность молиться. Так же как лютеране, католики, иудеи, представители другого вероисповедания. Цель городской власти — добиться, чтобы здесь не было никакого ущемления чьих-либо прав. Среди жителей города люди 138 национальностей. И, слава Богу, они живут в мире и согласии, что и надо сохранять.

— Вопрос, касающийся «золотого правила» христианства: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7:12). Ваша должность серьезная, поэтому иногда возникает какое-то серьезное недопонимание с людьми, вас окружающими. Может быть, даже предательство. Как вы на это реагируете? Если видите, что человек специально на это пошел, можете ли его потом простить?

Поздравление с праздником!

— Очень обидно бывает, злость берет иногда. Но все равно стараешься молиться за этого человека, прощать ему. Это трудно, но необходимо, иначе какой же ты христианин? Когда прощаешь, каешься, что долго или недолго все равно держал в себе обиду на этого человека, начинаешь ощущать себя совершенно по-другому. Как камень с души сбрасываешь, и душа этому радуется.

— Наверное, в чем-то помогает и общение с другими людьми, занимающими высокие должности и близкими вам по духу. Что для себя вы у них переняли?

— С такими людьми, конечно, приятно общаться. Но после того, как почитаешь жития святых, перенимать у светских людей как-то уже и нечего…

— А часто удается жития святых читать?

— К сожалению, нет. В отпуске, на отдыхе я, по большому счету, только это и читаю. Но больше всего, конечно, читаю Новый Завет, Библию, недавно, например, книгу Экклезиаста прочитал. Перечитывал Евангелие много раз. И всегда открываешь для себя что-то новое, что раньше как-то проходило мимо внимания.

— Сейчас многих политиков, предпринимателей можно заметить стоящими в храме со свечами. Особенно когда службу транслируют по телевидению. В народе их даже метко окрестили «подсвечниками». К вам, естественно, это определение не относится. И все же, как вы считаете, насколько такие люди искренни?

— Надо радоваться, что человек пришел в храм. Если по воле Божией коснется его души благодать Господня, он, в конце концов, придет к вере. Если вы ездили в паломнические поездки, то могли заметить, что многие люди едут как туристы, а возвращаются уже паломниками. То же самое и здесь. Любого человека, зашедшего в церковь хоть на минуту, надо принимать, помочь, если он по незнанию что-то нарушил. Отнестись к такому человеку с любовью, найти нужные слова, чтобы не отторгнуть, а наоборот, привлечь. А не кричать, не осаживать, как зачастую бывает в наших храмах: не так встал, не так свечу подал и т.п. Налетают просто как коршуны.

— Сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект «О защите религиозных чувств граждан». На ваш взгляд, насколько своевременно его принятие для противодействия кощунственным выходкам, что является явным признаком духовного обнищания нации?

— Коль общество действительно постепенно утрачивает духовно-нравственный стержень, надо строить больше церквей, священнослужителям активнее идти, что называется, в народ, нести слово Божие. Своим примером показывать, что значит жить по-христиански. И все постепенно станет меняться в лучшую сторону. Сейчас, конечно, наше общество излишне эмоционально, может быть, даже агрессивно. Посмотрите, человеку слово не так сказали, и просто начинает искрить. Орет, кричит, собеседника даже выслушать не желает. Я не говорю уже про бытовые моменты, где это сплошь и рядом. Порой, когда ко мне на прием приходят вроде бы для прояснения волнующей проблемы, не желают выслушать до конца, если их что-то не устраивает. Никакого диалога не получается из-за такого нетерпения.

Что касается ответа на ваш вопрос, то чувства верующих людей на современной стадии развития нашего общества, безусловно, необходимо ограждать, защищать от кощунственных выходок. Я не совсем знаком с содержанием предлагаемого закона, но думаю, что разрабатывали его неглупые люди. Такой закон надо принимать, чтобы у беспредельщиков не возникало чувство безнаказанности за свои деяния.

— Конечно, основная ваша забота — поддержание в надлежащем состоянии жизнедеятельности всего городского хозяйства, социальная защита горожан. И здесь много делается. Но мы говорили о возрождении духовности. Конечно, вводить в строй социальные объекты — это здорово, но нельзя забывать о храмоздательстве. Подсчитано, что один храм надо строить на 10 тысяч населения. В Москве принята такая программа. Есть ли что-либо подобное в Калининграде?

— Масштабы столицы позволяют принимать подобные программы. У нас ее нет, но по мере возможностей строятся храмы, духовные центры. Мы всегда положительно реагируем на возникающие вопросы, предоставляем земельные участки.

— Наверное, что-то обсуждалось непосредственно с епископом Балтийским Серафимом. Вы с ним поддерживаете добрые отношения. Какие еще темы поднимаются на встречах с владыкой?

— Полностью понимая значимость развития духовности в Калининграде, мы всегда открыты к диалогу друг с другом. В том числе о строительстве храмов, часовен, помощи в оснащении православной гимназии и многом другом. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *