ВОЙНА, ИЗМЕНИВШАЯ ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ (Часть II)

— По указу Императора Николая Второго были большим тиражом напечатаны листовки с изображением этой иконы. Сохранилась ли хоть одна из них или все после Октябрьской революции были уничтожены?

— На самом деле императорского указа не было. При распространении в СМИ известия о чуде некоторые издатели начали сопровождать текст иллюстрациями. Так, уже в ноябре 1914 года в журнале «Нива» появился рисунок киевского иконописца и художника Ивана Ижакевича «Знамение Августовской победы», ставший прообразом для написания многих Августовских икон. Печатались не только листовки и открытки… Были написаны сотни икон. Это первоначально был порыв народного благочестия, не успевший еще получить благословения священноначалия. Иконописный образ оказался очень актуальным. Под изображением стоящей на облаке Божией Матери писались изображения молящихся воинов.

Здесь можно провести аналогию с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. На Украине в XVI—XVIII веках допускалось написать под образом Матери Божией изображения вполне реальных людей: какой-нибудь гетман или просто богатый православный человек заказывал иконописцу икону, на которой просил изобразить под покровом Божией Матери себя, свою семью. Без нимбов, конечно, не как святых. А потом они молились Божией Матери, чтобы Она хранила их своим омофором.

В случае с Августовской иконой произошло то же самое. Например, отмечены случаи, когда казачьи станицы на Дону заказывали список Августовской иконы, на которой писали имена казаков, призванных из станицы на войну. И под изображением Божией Матери писались несколько фигур воинов в казачьей форме. Все просто и понятно. Люди молились перед этими образами о защите на войне тех, чьи имена написаны на иконе.

Повторю, что случай с появлением Августовских икон не совпадает с прославлением других икон Божией Матери: Казанской, Владимирской, Тихвинской… В тех случаях чудо происходило от конкретной иконы, уже существовавшей долгое время, которая была прославлена после совершенного чуда. Например, известна одна конкретная икона Курская-Коренная. С нее, конечно, сделаны теперь многочисленные списки. Августовские иконы писались сразу в большом количестве по образцам, напечатанным в иллюстрированных журналах, в листовках, на открытках. Десятки этих икон сохранились и находятся в разных храмах и монастырях. Например, в Москве, в храме Христа Спасителя, тоже есть Августовская икона дореволюционного письма.

Под градом пуль: священники на войне

— В каждом полку русской армии в ту войну были войсковые священники, духовно окормлявшие воинов перед боем, служившие панихиды по погибшим и т.д. Есть ли какие-то данные, сколько их было, как проходили службы в походных условиях?

— Данные, конечно, есть. Сегодня существуют исторические исследования на эту тему. В каждом пехотном и кавалерийском полку был священник, в каждой артиллерийской бригаде. Кроме того, в госпиталях, в тыловых учреждениях, при штабах фронтов, в ставке…

Обязанности полкового священника можно было сформулировать так: в назначенное военным командованием время совершать богослужения в воскресные и праздничные дни; по согласованию с полковым начальством готовить военнослужащих к исповеди и причастию святых Христовых Тайн; совершать таинства и церковные обряды для военнослужащих; наставлять военнослужащих в истинах православной веры; вести беседы и чтения; исправлять нравственные недостатки военнослужащих; утешать больных в лазаретах; погребать усопших; преподавать солдатам Закон Божий, охранять их от «вредных учений» и отпадения от православной веры. Естественно, полковой священник был обязан усердно внушать военнослужащим любовь к вере, государю и Отечеству и утверждать в повиновении к властям. Помимо вышеназванных обязанностей полковой священник должен был помогать врачу в перевязывании ран; заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; извещать родных о смерти воинов; организовывать в частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов; заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ; устраивать походные библиотеки. За время Первой мировой войны через эти должности прошло около пяти тысяч священников. Они делили с солдатами и офицерами все тяготы воинской службы. Несколько десятков священников погибли, были ранены, оказались в плену.

— Кто-то из священников ведь и подвиги совершал на поле боя. Известны такие случаи?

— Да, известны. Орден Святого Георгия даром не дается. Одиннадцать полковых священников были награждены в Первую мировую войну этим орденом. Работу военного духовенства на фронтах этой войны можно в какой-то степени оценить по количеству полученных священниками наград. До марта 1917 года военные священники получили орденов святой Анны 1-ой степени с мечами и без мечей — около 10; 2-ой степени с мечами и без мечей — более 500; 3-ей степени с мечами и без мечей — более 800; святого Владимира 3-ей степени с мечами и без мечей — более 40; 4-ой степени — около 250. Золотым наперсным крестом на георгиевской ленте было награждено 244 священника. Давали их, понятно, не просто за добросовестное исполнение своих прямых обязанностей, а за подвиги.

Можно привести такой пример: игумен Нестор (Анисимов), приехав перед самой войной в Москву с Камчатки по делам своего Камчатского Братства, добровольно поехал на фронт в составе санитарного отряда. Затем он стал военным священником в лейб-гвардии Драгунском полку. Во время боев в Восточной Пруссии неоднократно бывал с полком в конной атаке, вывозя непосредственно с поля боя раненых. Однажды и ему пришлось спасать полковой штандарт. За спасение штандарта был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В своих воспоминаниях он писал: «…Неоднократно случалось смотреть в глаза смерти под градом пуль, среди рвущихся… снарядов и фугасов, утешать напутственной молитвой умирающих воинов-страстотерпцев, а раненым облегчать страдания оперативной медицинской помощью. Любовь к ближнему и к Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью. С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю. Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнем перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке». Кроме наперсного креста на Георгиевской ленте игумен Нестор был награжден за участие в Первой мировой войне орденами Святой Анны 3-ей и 2-ой степеней, Святого Владимира 4-ой степени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *